«Моя тётя Соня — единственный умный персонаж на эстраде», — говорит артистка. Народной артистке России Кларе Новиковой, обожаемой всеми «тете Соне» 12 декабря исполняется 75.
Не какая-то там дурочка
Клара Новикова родилась 12 декабря 1946 года в Киеве в семье директора обувного магазина Бориса Зиновьевича Герцера и домохозяйки Полины Семёновны (Симы Симховны) Герцер. Новикову без преувеличения можно назвать основоположницей женского стенд-апа на эстраде. До Клары Борисовны ни одна из артисток не выступала в этом жанре на большой сцене.
Её тетя Соня полюбилась зрителям сразу и на долгие годы — этот сценический образ Клары Новиковой существует почти 30 лет. Автором первого монолога стал Марьян Беленький, интермедии которого исполняли Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов, Ян Арлазоров, Илья Олейников. Впоследствии монологи тёти Сони писали и другие наши писатели-юмористы.
По признанию артистки, в образе тёти Сони она чувствует себя абсолютно органично: «Я выросла среди тётей Сонь. Во-первых, мои родители — абсолютные тёти Сони, что папа, что мама. Я не ездила в пионерские лагеря, каждое лето меня отвозили в Житомирскую область — и там они жили, эти многочисленные дяди Фимы, тёти Сони. У них безумно смешная реакция — она вообще особая, ни на кого ни похожая. Можно было каждого записывать».
Образ тёти Сони в исполнении Клары Новиковой стал самостоятельным брендом, поэтому в Ялте на фестивале юмора был установлен памятник в честь этой героини. «Тётя Соня — это памятник самой себе, — говорит Клара Борисовна. — Тётя Соня — это единственный положительный персонаж на эстраде за всю историю, что я помню. Не дурачок какой-нибудь. А именно положительная героиня. А другие... Герой Шифрина в „Люсе“, Хазанов в „Кулинарном техникуме“. Все персонажи, которые были на слуху — все немножко придурки. А тётя Соня — мудрая. Может дать совет. Может, он кому-то покажется странным. Но она точно не дура».
«Очень больно ушибешься, падая»
Знаменитый ныне «Квартет И» во многом обязан своим успехом Кларе Новиковой — именно на ее концерте они в первый раз вышли на сцену. А Клара Борисовна сыграла роль в спектакле «День радио».
Сегодня монологи Клары Новиковой давно разошлись на цитаты: «Ну послали меня на три буквы. А я смотрю с положительной стороны. Мне ж туда и надо!», «Какой же надо быть умной, чтобы быть дурой», «Замлела я вся, бабы! Это же он в первый раз мне по-человечески в любви признался».
Несмотря на всенародную любовь, Новикова всегда берегла себя от звездной болезни: «Профессия у нас о-о-чень зависимая. Сегодня ты нужна, завтра — нет. Поэтому, когда у тебя успех, нужно уберечь себя от звездной болезни. Потому что очень больно ушибёшься, падая. Всё равно оттуда падают. Всё равно что-то случается, и ты оттуда валишься и очень больно ударяешься».
Новикову обижают заявления мужчин, что у женщин плохо с юмором. «Глупость ужасная! — сказала Клара Борисовна в интервью „АиФ“. — В моем зрительном зале всегда очень много представительниц прекрасного пола». Актриса уверена, что у женщин благодаря их эмоциональности «острее, чем у мужчин, восприятие, они быстрее на шутки реагируют. Женщина не постесняется сказать: “Ой, я так хохотала”. А мужчина скажет: “Ну, нормально, я посмеялся”».
«Не у всех хватает сил»
Почему на российской эстраде меньше женщин-комиков, чем мужчин? По словам Новиковой «АиФ», «нет ни одного журналиста», который не задал бы ей этого вопроса. Ответа она не знает. «Может, дело в том, что на профессию поставлено всё, надо отдать этому делу жизнь, у многих не хватает сил... — рассуждала артистка в интервью „Аргументам и фактам“. — Представительниц прекрасного пола среди комиков никогда не было много. Как сказал Михаил Жванецкий: „Над женщиной не хочется смеяться, ее хочется смотреть“. Я пытаюсь соединить — чтобы и любоваться можно было дамой, и смеяться с ней».
Кстати, именно Михаил Жванецкий, у которого с 1992 года Новикова работала в Московском театре эстрадных миниатюр, всегда являлся для неё камертоном. По признанию артистки «АиФ», для неё «единица измерения юмора — один жван. Это мое авторское изобретение. Есть один вольт, один ампер. А есть один жван».
Новикова называет Михаила Михайловича не иначе, как «наш кладезь, некий пророк»: «Его хочется цитировать: “Мои отношения с государством начинаются с телефонов 01, 02, 03. Я хочу, чтобы вы меня оставили в покое, и я хочу, чтобы государство меня не забывало”».
Звание клоунессы для Клары Новиковой — «самая высокая оценка». Потому что клоун балансирует между трагедией и комедией: «Смотришь на него — глаза плачут, а рот смеется».
Как говорит Новикова, артисты разговорного жанра «не очень любят, когда зритель молчит, — считается, что зал все-таки должен смеяться». А вот для Клары Борисовны, наоборот, очень дорогие на её выступлениях именно длинные паузы, моменты тишины, «когда люди на моих концертах замирают. Паузу могу держать ско-олько угодно».
Быть может, эта любовь к длинным паузам и желанию держать зрителя в эмоциональном напряжении — отголосок несостоявшейся театральной карьеры. Ведь самая известная артистка юмористического жанра советской эстрады веселить людей стала вовсе не по собственному изначальному желанию. «На самом деле меня не приняли в театральный институт в Киеве, — рассказывала Клара Новикова в одном из телевизионных интервью. — Иначе я могла бы играть в Киевском драматическом театре Наталку Полтавку или другую украинскую классику. Много лет спустя, приезжая в Киев на сольные концерты и проходя мимо театрального института, всегда говорила: “Спасибо, шо нэ взялы. Спасибо, шо нэ взялы”».