Джеймс Кэмерон, пожалуй, один из самых известных современных режиссеров и уж точно самый кассовый. За свою сорокалетнюю карьеру он участвовал во множестве проектов — в качестве сценариста, второго режиссера, продюсера. Любопытно, что режиссерских работ в игровом кино у Кэмерона не так много, как может показаться — их меньше десятка, даже если учитывать дебютную короткометражку. Кроме того, до сих пор непонятно, стоит ли в число его достижений включать съемки фильма «Пираньи-2», к которому сам он, правда, относится с определенной долей иронии и уважения — всё же дебютный опыт в полнометражном кино.
Но те «Пираньи» — с вмешательством продюсера в творческий процесс и отстранение от монтажа — были единичным случаем. С тех пор Кэмерон заработал такой авторитет, что студии готовы в очередь выстраиваться, чтобы заполучить его в качестве режиссера (а лучше и автора сценария, и продюсера). Ведь именно Кэмерон знает, чего хочет зритель, и умеет давать аудитории то, что ей нужно больше всего.
«Терминатор», 1984
Этот фильм делался сложно, денег было в обрез (бюджет составил всего $6,4 млн), причем часть средств удалось получить только под участие в проекте восходящей звезды боевиков Арнольда Шварценеггера. В фильме о роботе-убийце из будущего минимальное количество спецэффектов, но в итоге все старания и мучения Кэмерона оправдались: «Терминатор» неплохо заработал в прокате, сделал звездой Линду Хэмилтон, подтвердил звездный статус Железного Арни, а заодно положил начало знаменитой франшизе, которая продолжается до сих пор.
«Чужие», 1986
На этот проект Кэмерон попал еще до начала работы над «Терминатором», а сценарий писал во время ожидания, когда Шварценеггер закончит работу над «Конаном-разрушителем». Успех «Терминатора» утвердил продюсеров «Чужих» в правильности выбора, и хотя съемки прошли не без сложностей, а бюджет по-прежнему был весьма ограниченным ($18 млн, из которых полтора потратили на десантный бронетранспортер), фильм показал, что сиквелы могут быть как минимум не хуже оригинала (в данном случае — «Чужого» Ридли Скотта). Сборы были высокими ($130 млн), фильм получил несколько номинаций на «Оскар» и выиграл две статуэтки — за звуковые и визуальные эффекты. Успех сиквела привел к появлению еще двух продолжений (третью часть снимал Дэвид Финчер), а также к участию «Чужого» в кроссовере с вселенной «Хищника».
«Терминатор 2: Судный день», 1991
После успеха «Чужих» Кэмерон попробовал делать то, что нравится ему, и не преуспел — фильм «Бездна» провался в прокате, хотя и понравился критикам. Но в итоге он вернулся к своему первому персонажу и снял продолжение — на этот раз доказав, что сиквел может быть лучше оригинала. Впрочем, лучше — понятие относительное. На второго «Терминатора» были потрачены сумасшедшие по тем временам 100 миллионов долларов, но оно того стоило. Сборы превысили полмиллиарда, фильм получил шесть номинаций на «Оскар» и выиграл четыре из них (все — технические). А Кэмерон почти превратился в того гуру кассового кино, которого мы знаем сейчас. Тем более что и его следующий фильм — «Правдивая ложь» со Шварценеггером — тоже неплохо заработал.
«Титаник», 1997
Фильм о самой известной катастрофе в истории морских перевозок был авантюрой. Но репутация Кэмерона позволила протолкнуть этот проект через студию, да и опыт с «Бездной» пригодился. На «Титаник» он потратил несколько лет, лично спускался к затонувшему лайнеру на российских батискафах «Мир-1» и «Мир-2», добился увеличения бюджета в два раза (первоначально планировалось потратить 110 млн долларов). И снова оказался прав. «Титаник» стал самой кассовой лентой в истории кино и первым фильмом, сборы которого превысили миллиард (всего тогда было собрано $1,8 млрд). Ну а целая россыпь «Оскаров» только подтвердила очевидное — у картины было 14 номинаций и 11 полученных статуэток, и фактически без награды остался только Леонардо Ди Каприо, которого — из совершенно непонятных соображений — даже не номинировали. Ну а Кэмерон наконец получил возможность делать вообще всё, что его душе будет угодно.
«Аватар», 2009
Чтобы придумать следующий проект, Кэмерону потребовалось почти десять лет. Вернее, сюжет фильма был придуман еще в середине 90-х, но режиссер счел, что компьютерные технологии еще не слишком совершенны для всех задумок; примерно по тем же причинам Джордж Лукас откладывал трилогию приквелов к «Звездным войнам» — и всё равно поспешил, по мнению некоторых фанатов. Кэмерон же, похоже, очень точно чувствовал момент, когда его фильм будет максимально востребованным. «Аватар» — история о противостоянии людей и аборигенов далекой планеты — вышел в конце 2009 года, познакомил зрителей с технологией 3D и побил рекорд «Титаника», собрав в прокате $2,7 миллиардов. Что удивительно — Кэмерон практически ничего нового не придумал. 3D-кино было известно давно (существовали даже специальные кинозалы), технологию захвата движения отработали Лукас и Питер Джексон, да и сюжет был не нов. Например, по сети в то время ходил шуточный пересказ сказки «Покахонтас» с исправлениями, которые превращали её в «Аватара». Но эта вторичность ничего не изменила — у «Аватара» были колоссальные, небывалые до той поры сборы, после премьеры возникла мода на съемки новых фильмов (или конвертацию готовых релизов) в 3D, которая стала лавинообразно захватывать всё новые и новые рынки. А это в свою очередь привело к масштабному переоборудованию кинотеатров — по всему миру, в том числе и в России.
Успех, конечно, был сногсшибательным, и Кэмерон немедленно заявил, что готов снимать продолжение; сначала в его планах был один фильм, но потом ему захотелось большего. Впрочем, со временем горячка прошла, сроки релизов этих продолжений постоянно сдвигались, а в какой-то момент вообще пропали из графика. Кэмерон занимался различными сторонними делами (например, продюсировал фантастику «Алита: Боевой ангел»). Но это не значило, что он отложил идею продолжений «Аватара». В настоящее время объявлено о еще четырех фильмах, о которых почти ничего не известно. Они начнут выходит с 2021 года с двухлетним перерывом. Если, конечно, Кэмерон снова не передумает.