Его называют баловнем судьбы и признанным талантом, одним из немногих российских режиссёров и сценаристов, сумевших покорить мир, и настоящим бабником. Глядя на Кончаловского, трудно угадать его настоящий возраст: режиссёр сегодня активно работает над своим 35 фильмом и появляется на публике с молодой женой.
АиФ.ru вспоминает удачи и разочарования автора «Курочки Рябы», «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» и десятков других киношедевров.
В кругу гениев
Едва ли в нашей стране найдётся человек, которому неизвестна династия Кончаловских. Мать юбиляра — Наталья Кончаловская — поэтесса и переводчица, дочь художника Петра Кончаловского, а также внучка знаменитого живописца Василия Сурикова. Отец — автор текстов гимнов СССР и России Сергей Михалков. Младший брат — режиссёр Никита Михалков.
Род Михалковых-Кончаловских много лет считался приближенным к царскому окружению. Детство Андрея тоже прошло в кругу знаменитых, интеллигентных и творческих людей, которые, безусловно, оказали влияние на его судьбу. К примеру, в семейном «поместье» Михалковых на Николиной горе, где рос Андрей, в гостях часто бывали композиторы Сергей Прокофьев и Святослав Рихтер. А мать режиссёра, ещё будучи гимназисткой, слушала, как Рахманинов разучивает произведения, и мечтала вырастить из сына музыканта.
Сперва мальчишка ненавидел муторные уроки за фортепиано, на которых настаивала мать, а потом втянулся. Кончаловский даже поступил в Московскую консерваторию, но ко второму курсу понял, что он не на своём месте.
«В консерватории меня тяготило желание быть не хуже других. Но я понимал, что это не так. Мы учились у замечательного педагога и гениального музыканта Льва Оборина, там был Володя Ашкенази, Митя Сахаров, Воскресенский, Наум Штаркман. Такое собрание, что было легко быть хуже них. Но это меня очень угнетало подсознательно. Вернее, так: находясь в зале кино, я испытывал гораздо больше энергии. Мне казалось, что я могу лучше», — вспоминал известный режиссёр.
На своём месте
«Своё» место Кончаловский нашёл во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма, где и познакомился со своим будущим соавтором, легендарным режиссёром Андреем Тарковским. «Свой первый сценарий с Андреем Тарковским мы опубликовали в „Московском комсомольце“, я подписался как Безухов», — вспоминал режиссёр первые шаги в профессии.
Первый же полнометражный фильм Кончаловского — дипломная работа «Первый учитель» по одноимённой повести Чингиза Айматова — получил номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Но за окрыляющим успехом последовала неудача: «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» из-за «слишком реалистичного изображения нищеты советских колхозов» запретили к показу.
Несмотря на успехи и разочарования, в карьере Кончаловского никогда не было многолетних пауз. Он снимал фильмы в самых разных жанрах: от психологической драмы до эксцентричной сказки. Главное, ему удалось совместить несовместимое: в советские годы он стал популярным и на родине, и за «железным занавесом».
В восьмидесятые годы, получив звание Народного артиста РСФСР, режиссёр уехал покорять Голливуд, где снял несколько фильмов со звёздами первой величины. В одной из картин Кончаловского играли оскароносный Джон Войт (папа Анджелины Джоли) и брутальный Эрик Робертс (брат Джулии Робертс), в другой — не нуждающиеся в представлении Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне.
К 80 годам в копилке Кончаловского — множество престижных международных кинопремий и наград, включая венецианского «Серебряного льва», Гран-при Каннского кинофестиваля, «Эмми», «Нику», «Золотого орла», но он и не думает почивать на лаврах. В прошлом году за чёрно-белую драму «Рай» Кончаловский получил одну из самых значимых наград Венецианского кинофестиваля, а совсем недавно приступил к работе над фильмом о великом скульпторе и живописце Микеланджело Буонарроти «Грех». «Сейчас я снимаю картины для себя, я больше не снимаю для зрителя», — говорит режиссёр.
Главная слабость
Пожалуй, больше фильмов Кончаловского обсуждают только его личную жизнь. А обсудить в ней есть что: за плечами восьмидесятилетнего режиссёра 5 браков и множество романов с известными артистками, которые он даже скрывал.
Первое предложение руки и сердца режиссёр сделал ещё в 1955 году ученице балетного училища Ирине Кандат. Через несколько лет его законной супругой стала балерина и актриса Наталья Аринбасарова, затем была француженка Вивиан Годэ, вскоре её место заняла диктор телевидения Ирина Мартынова. А накануне своего шестидесятилетнего юбилея на фестивале «Кинотавр» в Сочи Кончаловский познакомился с молоденькой актрисой Юлией Высоцкой. Несмотря на тридцатишестилетнюю разницу в возрасте и ветреный нрав режиссёра, они поженились и до сих пор счастливы в браке.
Однако о счастье Кончаловский в последние годы говорит с осторожностью: «Я был по-настоящему счастлив до октября 2013 года». Почти четыре года назад в его жизни произошла страшная трагедия: автомобиль, на котором Кончаловские путешествовали по югу Франции, попал в ДТП. В аварии серьёзно пострадала его четырнадцатилетняя дочь.
О здоровье дочери семья Кончаловских старается не распространяться. Известно только, что врачи до сих пор борются за жизнь уже семнадцатилетней Марии.