Рекорды премии Американской киноакадемии весьма многочисленны, а их список обширен и включает множество достижений. Некоторые рекорды установлены просто по закону больших чисел — Уолт Дисней снял 111 фильмов в качестве режиссера и у почти 600 был продюсером; неудивительно, что ему досталось 26 «Оскаров» — в основном, кстати, за анимацию. Есть весомые достижения у композиторов, режиссеров и специалистов по спецэффектам. У актеров же всё скромнее — наибольшее количество наград у Кэтрин Хепбёрн (четыре), а по три «Оскара» в номинации «Лучший актер/актриса» — всего у двоих, у американки Фрэнсис Макдорманд (у неё, кстати, есть ещё и продюсерский приз) и у англичанина Дэниела Дэй-Льюиса.
Дэниел Майкл Блейк Дэй-Льюис родился 29 апреля 1957 года в Лондоне; по материнской линии его предками были евреи, уехавшие в конце XIX из Литвы и Польши, с территории тогдашней Российской империи. В школьные годы Дэниел считался хулиганом, хотя имел опыт работы на театральной сцене — в лондонском Национальном молодежном театре, и даже успел сняться в кино — в 1971-м его позвали в массовку фильма «Воскресенье, проклятое воскресенье» изобразить юного вандала и заплатили 2 фунта стерлингов. Сам он актером становиться не собирался — после школы пытался поступить учиться на краснодеревщика, но не подошел под строгие требования; зато в театральную школу взяли безо всяких условий и даже отметили в нём крупицу таланта.
«Моя левая нога», 1989
Первая роль Дэй-Льюиса была случайностью, но с начала 80-х он принялся выстраивать свою карьеру как положено молодому актеру — снимался в сериалах и телефильмах, соглашался на роли третьего плана в больших проектах (одним из них был «Ганди» Ричарда Аттенборо). Уже в 1985-м он сыграл одного из главных героев в мелодраме «Комната с видом» — экранизации романа Эдварда Фостера, в 1988-м снялся в главной роли в фильме «Невыносимая лёгкость бытия» — экранизации книги Милана Кундеры. Ну а настоящий прорыв ждал его после «Моей левой ноги» — байопика ирландского художника и писателя Кристи Брауна, который с детства болел церебральным параличом, но сумел научиться писать и рисовать пальцами левой ноги. Этот фильм выдвигался на пять «Оскаров» и выиграл два из них — одним из лауреатов стал Дэй-Льюис, сыгравший Брауна.
«Во имя отца», 1993
Уже среди первых работ Дэй-Льюиса почти не было чего-то проходного — были фильмы и сериалы, которые, что называется, не взлетели, но вообще проекты молодой актер выбирал очень тщательно. К концу 80-х он окончательно вошел в когорту наиболее востребованных молодых британских актеров — вместе с Гэри Олдманом, Колином Фёртом и Тимом Ротом. Любопытно, что Дэй-Льюис стал первым среди них лауреатом «Оскара» — остальным пришлось ждать не годы даже, а десятилетия. А сам Дэй-Льюис постепенно зарабатывал себе новые номинации, участвуя в фильмах, которые и сами побеждали на различных премиях и фестивалях. Как, например, историческая драма «Во имя отца» — рассказ о группе ирландцев, брошенных в тюрьмы по ложному обвинению в подготовке терактов. Фильм завоевал «Золотого медведя» в Берлине, а актер получил номинации сразу на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
«Банды Нью-Йорка», 2002
Творческий метод Дэй-Льюиса включает в себя полное погружение в жизнь персонажа. Для «Моей левой ноги» он общался с людьми с ограниченными возможностями, для узника из «Во имя отца» сильно похудел, а для фильма «Боксёр» 1997 года тренировался с бывшим чемпионом мира. Правда, к концу 90-х оказалось, что тяга к работе по дереву никуда не делась. Как раз после «Боксера» он ушел в отпуск — это решение удачно совпало с его женитьбой на дочери драматурга Артура Миллера — и занялся своим хобби. В кино Дэй-Льюис вернулся лишь несколько лет спустя, чтобы сыграть одну из главных ролей в фильме Мартина Скорсезе и получить очередную номинацию на «Оскар». Отметим, что его партнера по «Бандам» Леонардо Ди Каприо академия мимо номинации прокатила. Впрочем, у Ди Каприо всё было впереди.
«Нефть», 2007
Со времен «Банд Нью-Йорка» так и повелось, что Дэй-Льюис, формально оставаясь действующим актером, к актерской работе возвращался только по каким-то особым поводам. В 2005-м он снялся в фильме своей жены Ребекки Миллер «Баллада о Джеке и Роуз» — малобюджетной драме об отце и дочери, премьера которой состоялась на фестивале «Санденс». А спустя два года сыграл у Пола Томаса Андерсона в его исторической драме о борьбе за нефть в Калифорнии XIX века; фильм выдвигался на 8 «Оскаров», но получил лишь два — за сценарий и за актерскую игру Дэй-Льюиса.
«Линкольн», 2012
А в следующий раз Дэй-Льюис вернулся в кино ради масштабного исторического фильма Стивена Спилберга — байопика 16-го президента США. Актер и его герой были почти ровесниками, но перевоплощение Дэй-Льюиса снова оказалось на высоте. «Линкольн» и сам по себе заработал критическое признание и 12 номинаций на «Оскар» (не считая другие призы), но выиграл тогда лишь две статуэтки. Одна досталась Дэй-Льюису — что и возвело его в ранг оскаровских рекордсменов.
«Призрачная нить», 2017
Следующего фильма с участием Дэй-Льюиса поклонникам его таланта пришлось ждать целых пять лет. Это была новая работа Пола Томаса Андерсона — история талантливого модельера, которого жена пытается вырвать из привычной рутины и заставить любить её и жизнь. В одном из интервью Дэниел Дэй-Льюис признался, что именно во время работы над этой картиной он принял решение уйти на пенсию; причины такого поступка актер так и не раскрыл, отделавшись туманным объяснением, что он всегда хотел так поступить. «Призрачная нить», кстати, получила «Оскар» лишь за дизайн костюмов, а сам актер удовлетворился очередной номинацией. В 2017-м многие считали, что заявление Дэй-Льюиса (ему тогда было 60 лет) об уходе на пенсию являются бравадой. Но вот уже в течение пяти лет о его новых проектах ничего не слышно — хотя, возможно, он и вернется ради чего-то необычного.