Легендарный режиссёр, сценарист, актёр, педагог Владимир Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде.
Его творческой активности и долголетию можно позавидовать. Окончив в 1952 году режиссёрский факультет ВГИКа, он снял вместе со своим коллегой Александром Аловым ставшие легендарными фильмы: «Тарас Шевченко», «Легенда о Тиле», «Тревожная молодость», «Павел Корчагин», «Мир входящему» и др.
Вершиной их совместного творчества можно назвать картины «Бег» по пьесе Михаила Булгакова и «Тегеран-43», в которой сыграл всемирно знаменитый французский актёр Ален Делон.
Когда в 1983 году Алова не стало, Наумов продолжил снимать уже один: «Выбор», «Закон», «10 лет без права переписки» и др. Несмотря на то, что Владимиру Наумовичу 90 лет, он и сегодня полон творческих планов.
«Есть замечательная история, которую я хочу снять, — рассказывал в интервью «АиФ» Владимир Наумов. — Сценарий написал легендарный Тонино Гуэрра, дружба с которым связывала нас с Наташей десятки лет. Картина будет состоять из нескольких новелл. Действие происходит после атомной войны, когда вся Земля покрыта пеплом, все дома скрылись под ним... Есть несколько монахов, которые живут внутри собора и выращивают вишню, свет дают им 200 свечей, и зеркало ещё добавляет. Это будет фильм, который начинается с бытовых, чётких и ярко очерченных мелочей и доходит до очень серьёзных, глубоких обобщений. Поэтическая и философская тема...
Мне нужно быть постоянно в действии. Скажу больше: если меня сейчас лишат возможности движения и работы, то я просто помру. Если бы мне встретился какой-нибудь чудак-волшебник и спросил: „Хочешь, я сделаю так, чтобы у тебя не было никаких неприятностей? Всё будет получаться без единой проблемы, без сучка и задоринки“, — то я бы ответил: „Не трогай меня, ради Бога! Я хочу, чтобы всё происходило именно так, как и течёт моя жизнь, со всеми её и полутонами, и провалами, и падениями, и взлётами. Пусть будет такая, как есть“. А на месте я точно не могу сидеть. Иногда вскакиваю ночью и рисую свой сон».
Наумов с 1980 года руководит мастерской режиссуры игрового кино во ВГИКе и очень гордится своими воспитанниками. «Валерий Пендраковский — прекрасный и очень плодовитый режиссёр. Снял великолепные картины „Два товарища“ по Войновичу, „Бегущая по волнам“ по Грину... „Там, где кончается земля“ — серьёзная большая работа Миши Гришкеева, — говорит педагог. — Многими своими воспитанниками я горжусь, они мне как дети».
Родных детей у Владимира Наумова двое: сын Алексей от брака со знаменитой актрисой Эльзой Леждей и дочь Наталия Наумова от брака с Наталией Белохвостиковой.
Интересно, что в работу режиссёра Наталии Наумовой знаменитый мастер не вмешивается. «На первой картине Наташи Наумов, будучи продюсером, дал дочке слово, что ни на одну съемку не придет, — рассказала «АиФ» супруга режиссёра Наталия Белохвостикова. — Всё, что она сделает, сделает сама. И хорошее, и плохое, и ошибки, и удачи — это всё будет её. Папа с дочкой договорились, и оба сдержали это слово. То есть Наташа полностью прошла путь от звонка до звонка как режиссёр на первой полнометражной большой работе, без помощи папы».
А вот третий ребёнок появился у мэтра кино по воле случая, который режиссёр называет «псевдонимом Бога».
В очень почтенном возрасте Владимир Наумович стал отцом, совершенно не предполагая, что в его семье случится пополнение. Вместе с супругой и дочерью, режиссёром Наталией Наумовой, Владимир Наумович многие годы ездил в детские дома с подарками. И однажды они встретили мальчика.
«В этом детском доме был 101 ребенок, — говорит Наумов. — Самый маленький — Кирюша, ему было три годика, и он там находился всего два месяца. Мы выступили, вручили подарки, устроили чаепитие. К Наташе подошёл мальчик: „Тетенька, привезите мне, пожалуйста, крестик“. У тётеньки всё оборвалось внутри. Мы начали говорить: „Может быть, ты хочешь игрушку, может, ты о чём-то мечтаешь, может, поехать куда-то? Давай мы тебе всё это сделаем. — Нет, ничего, только крестик. Привезите мне, пожалуйста, крестик“. И ушёл. Естественно, примчавшись в Москву, Наташа купила крестик, ещё какие-то подарки и повезла в детский дом. Кирилл говорил „спасибо“, ни о чём не просил, ничего не ждал и тихо спрашивал: „А можно я теперь пойду к себе?“ И уходил в своих растянутых колготках и никогда не оборачивался, никогда. Месяц, два Наташа так ездила, а потом я сказал: „А почему он там мучается без нас, а мы здесь — без него?“ И мы взяли Кирилла, который сразу влился в нашу семью, будто всегда с нами жил. Он такой трогательный мальчишка... Если я болею, он говорит: „Папа, я тебя всегда буду защищать“. А Наташе, если она устала и прилегла, Кирюшка может запросто предложить: „Давай я тебе свои силы дам...“