«Королева» эпизодов позднего советского кино. Так называли Наталью Назарову. Яркая, харизматичная, высокая (рост приближался к 180 см) и статная шатенка с нежным лицом — ее запомнили и полюбили зрители за удивительную энергию, которая исходила от актрисы. А потом она исчезла. Казалось, бесследно. Ей не было и 40. Публика терялась в догадках, даже думали, что она умерла. Все было иначе. Наталья Ивановна ушла из жизни в прошлом году.
Последние 30 лет она боролась с последствиями нападения преступника, которого так и не нашли. Этот негодяй сломал жизнь актрисы, от которой зрители не хотели отводить взгляд, пока она была на экране. Достаточно вспомнить ее роли в фильмах «Любимая женщина механика Гаврилова», где она сыграла подругу Людмилы Гурченко. Или фильм «Молодая жена», или «Неоконченную пьесу для механического пианино», где она снималась вместе с Никитой Михалковым и Александром Калягиным.
Нападение незнакомца и год в больнице
Актриса много играла в 1970-80-х — и в кино, и в театре. Однажды вечером в 1989 году она возвращалась домой после поздней репетиции в театре. Почти дошла до подъезда своего дома, когда на нее случилось нападение. Она слышала шаги незнакомца сзади, они ее насторожили, но она не успела ничего сделать — последовал сильный удар по голове.
Очнулась актриса в больнице, где провела почти год и перенесла несколько операций. А преступника так и не нашли.
Последствием травмы стало обострение психического заболевания, которое, возможно, тлело в ее душе и раньше, но разгорелось именно после нападения. В поведении Назаровой появились странности, которые не позволили ей сниматься и играть в театре. Правда, бывало, Назарова по привычке приходила к служебному входу МХАТа, подолгу стояла там, представляя, что она все еще актриса труппы самого известного русского театра, на сцене которого она играла вместе с Юрием Богатыревым.
Для Натальи он был не просто коллегой. Рассказывают, что она долгие годы питала к Богатыреву нежные чувства, которые тот не спешил разделить. При этом они оставались добрыми знакомыми, вместе снимались в телепередаче «Будильник». Богатырев скончался в возрасте 41 года за несколько месяцев до нападения на Назарову.
После выписки Наталья Ивановна получила инвалидность. На нее, да еще на пенсию пожилой мамы, с которой жила, женщина еле сводила концы с концами. При этом она была одной из немногих, кто ухаживал за могилой Богатырева на Ваганьковском кладбище. Приходила туда не реже одного раза в две недели.
На дворе были лихие 90-е, инфляция, цены взлетали каждый лень. На свою пенсию актриса с трудом выживала. Как-то одна из бывших коллег по театру встретила ее на базаре и удивилась, что в авоське у Натальи лежали одна морковка и одна луковица. С этим она шла с рынка. Говорили, что в особо тяжелые периоды Назарова стояла у метро и просила милостыню. Теперь уже трудно сказать, является ли это правдой.
В студенчестве от смерти ее спасли друзья
А вот то, что она читала в парке стихи и пела для прохожих, — об этом вспоминали многие. Ее артистическая натура требовала реализации.
В начале 2000-х, когда актриса уже похоронила маму, ее нашли телевизионщики. Пришли в гости, актриса приняла журналистов в своей «хрущевке». Самым ценным вещами там были альбомы с фотографиями и вырезками из газет о фильмах, в которых она снималась.
С юности Назаровой предлагали острохарактерные роли, а Наташа мечтала сыграть романтическую героиню. И однажды, еще в студенческую пору, уговорила режиссера взять ее на роль романтической героини в пьесе Иона Друцэ. Однако, по воспоминаниям однокурсников, в этом амплуа она оказалась неубедительной, а может, просто не хватило мастерства, она ведь только училась. Но зрители в зале не пощадили актрису, кто-то начал смеяться. После того спектакля в общежитии Наталья решила свести счеты с жизнью. Ее спасли друзья — буквально в последний момент. Тогда никто не подумал, что это может быть звоночком, свидетельствующем о психическом расстройстве. Списали на творческую натуру.
Романтических ролей ей с тех пор не предлагали, да и сама она к ним не стремилась. А вот острохарактерные исполняла блестяще. Был у нее свой почерк — даже в разухабистых героинях присутствовала щемящая грустинка. В тех ролях, что ей доставались, был велик риск «переигрывания», но с Назаровой этого не случалось. Ей нельзя было не поверить.
«Красивая, талантливая, добрая, чувственная»
Несмотря на возраст, она оставалась в душе той самой романтичной барышней, которую ей не получилось сыграть на сцене. В ее жизни был один брак — с театроведом Вячеславом Обросовым. Пара развелась в начале 80-х. И после травмы, кроме пожилой мамы, ей некому было помочь. А потом она осталась совсем одна. Но вот ведь удивительно, даже когда 10 с лишним лет назад про нее сделали репортаж, в ней при изменившейся внешности, при явном отпечатке болезни, оставался тот внутренний свет, благодаря которому ее полюбили зрители. Никакие удары судьбы не смогли его погасить.
А оттого неудивительно, что под фильмами, где играла Наталья Назарова, нередко встретишь восторженные комментарии в адрес ее таланта и горечь оттого, как сложилась ее судьба.
Зрители пишут:
«Красивая, талантливая, добрая, чувственная. Жаль, что такая судьба. Царствие небесное и вечная память».
«Яркая, красивая, талантливая и неповторимая!!! Как же жаль, как жаль, что так случилось. Отвернулись... Эх, люди. А могли помочь. Ведь она была звездой эпизодов! Незабываемая Назарова».
«Одна из моих любимых актрис, талантливейшая актриса и просто красивая женщина. Очень жаль её, люблю её во всех ролях, особенно в „Молодой жене“, “Любимой женщине механика Гаврилова”, прекрасен её дуэт с Гурченко. Светлая ей память».
Эти отзывы — живое свидетельство зрительской любви и того, что эпизодические роли не помешали Наталье Назаровой проявить свой талант и коснуться сердца зрителей и остаться в их благодарной памяти.