Ему с самого рождения было дано больше, чем ровесникам. Хотя бы потому, что родителями Андрея Ростоцкого были Станислав Ростоцкий, один из лучших советских кинорежиссёров, и актриса Нина Меньшикова. 25 января Ростоцкий-младший мог бы отпраздновать 65-летие. Но судьба, дав ему сперва так много, слишком рано отобрала самое дорогое — жизнь.
«Цели прославиться нет»
Будучи наследником знаменитой режиссёрской фамилии, выпускник мастерской Сергея Бондарчука во ВГИКе Ростоцкий признавался в интервью, что у него «нет цели прославиться. Я хочу быть в кино хоть кем — осветителем, монтажером. Главное — быть в кино».
Он там и остался. Много снимался как актер, несколько фильмов снял как режиссер, очень много внимания уделял каскадерству и постановке сложных трюков и сам их выполнял. Смелость ему была присуща с детства: когда Ростоцкий учился в английской спецшколе, часто дрался и даже получил кличку «Бешеный». Несмотря на невысокий рост, Андрей вступал в схватку с любым верзилой, который имел неосторожность его обидеть.
Художник Феликс Ростоцкий, двоюродный брат Андрея, рассказывал в телеинтервью: «В нем был свет. Он стал популярным очень быстро, едва поступив на курс к Бондарчуку».
Смелость Андрея проявлялась и в кинематографе: например, в драме Бондарчука «Они сражались за Родину» 1976 года он, играя ефрейтора Кочетыгова, исполнил свой первый трюк — его персонаж погибает под гусеницами танка. Трюк этот больше никогда не был повторен в кинематографе, настолько он оказался сложным и опасным.
«Давай жить, как в кино»
Вдова артиста Марианна Ростоцкая рассказывала: «Картина Андрея “Мужская компания” очень автобиографична. В фильме герой говорит героине: “Давай жить, как в кино”. Вот и у меня впечатление, что вся наша жизнь с ним — это очень короткий фильм. Мы прожили вместе 20 лет, но ощущение, что это был миг. Наша история, наш роман были очень интересными. Он никогда не превращал нашу с ним жизнь и жизнь дочери, друзей в какую-то банальную обыденность. Андрей очень любил охоту, рыбалку. На природе вел себя, как Маугли, настолько был там органичен. Я очень любила сидеть с ним в лодке, смотреть, как он ловил рыбу.
Андрей очень любил заниматься домом. И всему, за что брался, он отдавался всецело. К примеру, когда снимался в картине, никогда нигде не работал параллельно. Потому что каждый фильм — это кусок прожитой жизни. А еще Андрей очень заботился об отце, Станиславе Иосифовиче, брал всю тяжелую мужскую работу на себя. Но он никогда не спрашивал совета у своего знаменитого отца. Он нашел свою нишу в трюковом кино и шел абсолютно своим путем».
В 1989 году Андрей сыграл императора Николая II в картине «Мать» кинорежиссёра Глеба Панфилова. И считал это главной своей ролью. «Он говорил, что для него Николай Второй — это его Гамлет», — рассказывала Марианна.
Любил нестандартные ситуации
Друг Ростоцкого, путешественник Виталий Сундаков, вспоминал, что в один период Андрею предлагали сыграть или поставить «сплошную чернуху»: «Поэтому началась депрессия, он хотел уйти из кино: считал, что советский кинематограф проваливается в дыру в плане высоких идеалов. И тогда Андрей начал делать мебель. Вся мебель в его доме создана его руками. Он ни с кем не хотел встречаться и погрузился в мебельное дело. А ещё он очень любил нестандартные ситуации. Когда снимался, например, на корабле, он по окончании съемочного дня не уезжал в гостиницу, а оставался с рыбаками на судне. Или с военными в казарме. И это было не вживание в роль, а проживание этой жизни».
«В какой-то момент мы жили на то, что он делал мундштуки и трубки, — вспоминала позже вдова Ростоцкого. — Они продавались в салонах. На эти деньги мы и существовали. Что же касается мебели для нашего дома, он ее делал очень долго. Иногда — годами. Это было его творческое самовыражение. Я говорила: “Андрей, сколько же можно жить среди стружки?”, пытаясь таким образом переключить его, попытаться ускорить. А он отвечал: “Ну извини, вдохновение не пришло пока”».
Сундаков рассказывал, что ему были очень интересны их общие с Ростоцким проекты на телевидении: «Это реконструктивные истории, когда организуется реальная экспедиция по открытию какой-то тайны или загадки: научной ли, мистической. Я все понимал про экспедицию, а он все понимал про кино. Для НТВ мы организовали экспедицию “В поисках следов киммерийской цивилизации” для фильма “Страна Конана-варвара”, который снимался на плато Чатыр-Даг — горном массиве, пятом по высоте в Крыму. Были спуски в бездонные колодцы, восхождение на высокие крутые утесы, сыпучка, по которой необходимо было скатываться. Мне трудно об этом вспоминать, потому что гибель Андрея связана именно с таким ландшафтом… На съемках в Крыму я неожиданно для себя узнал, что Андрей боится высоты. Но при этом всё время выполняет самые сложные высотные трюки сам. Ему необходимо было все это преодолеть, контролировать. Он следовал главному правилу профессионала: предвидеть по возможности опасность и при необходимости действовать. Однажды он счищал снег с крыши на даче, привязавшись верёвкой. Ему тесть сказал: “Да тут полтора-два метра”. А Андрей ответил: “Я привязался, потому что я профессионал”. Я на этом заостряю внимание, чтобы подчеркнуть: его смерть — это нелепейшая случайность, а не его оплошность в чем-то. Он тогда действительно не чувствовал никакой опасности».
Андрей Ростоцкий погиб 5 мая 2002 года в гористой части окрестностей Сочи. Он сорвался с 30-метровой высоты со скалы у водопада Девичьи слёзы. Там актер и режиссёр выбирал натуру для фильма «Моя граница». Выбирал сам — потому что в любом деле, за которое брался, предпочитал отвечать за все самостоятельно. Ему было всего 45.