Кажется, каждая следующая волна отечественной эмиграции эволюционирует в сторону все большего фарса. И если те, кто уходил из России сто лет тому назад, несли с собой идеологию и убеждения, то эмигранты-2022 несут черт его знает что.
Это вам не Гиппиус
Сто лет тому назад противоречия между теми, кто уходил, и теми, кто оставался, были настолько непреодолимыми, что остающиеся давали понять — церемониться они не будут.
Те, кто рванул на выход в 2022-м, в России годами катались, подобно сырам в масле, существуя куда комфортнее, чем большинство обычных граждан. Власть своей щедрой рукой открывала самопровозглашенной творческой элите путь к благам, ничего не требуя взамен.
Элита же убедила себя, что нет и не может быть ничего важнее ее собственных интересов. И испытала крайнее раздражение и недовольство, когда выяснилось, что есть еще какой-то народ со своим собственным мнением, полагающий их, творцов, настоящими сволочами.
И в 2022 году государство крайне вежливо, но тем не менее довольно твердо сообщило, что народ прав и элите как-то надо определяться.
В итоге конгломерат тех, кто мнит себя «солью русской земли», отъехал за кордон, откуда начал творить «на злобу дня».
В стиле Чуковского
Иноагент Дмитрий Быков достал из старого сундука проект «Гражданин Поэт», решив, что он сейчас как никогда актуален.
Да, были времена, когда вирши Быкова в исполнении Михаила Ефремова на злободневные темы вызывали у публики живой интерес.
Но одно дело спорить о путях развития внутри страны, и совсем другое — выступать против России в условиях, когда Запад шлет танки, чтобы убивать наших соотечественников.
На старте новой эпохи Быков решил потревожить покой классика советской литературы Корнея Чуковского, в его стиле описав визит главы МИД России Сергея Лаврова в Африку.
Интересно, что сам Чуковский в 1942 году решил выступить на злобу дня, написав сказку «Одолеем Бармалея!». Получилось что-то в духе Квентина Тарантино — кровища рекой и ни малейшего намека на что-то детское.
Пионер Вася Васильчиков «всадил ... Каракуле между глаз четыре пули», а Бармалею в одном варианте намотали кишки на штык, да и в другом тоже не церемонились: «Ненавистного пирата расстрелять из автомата немедленно!»
Сказку опубликовали, но советское руководство решило, что это не то, что следует нести детям в светлом мирном времени — «Одолеем Бармалея!» убрали подальше и нескольким поколениям детей не показывали. Возможно, сохранив таким образом светлый образ Корнея Ивановича.
А Байден-то и не знает...
Быков, разумеется, ни разу не Чуковский, даже если брать не самые лучшие проявления последнего. К тому же политическая сатира вещь тонкая и при перегибании палки сразу превращается в нечто непотребное.
Именно это и произошло с возрожденным «Гражданином Поэтом». Быков пустился в рассуждения по схеме — «Нас больше нигде не принимают, потому Лавров встречается с крокодилами и африканцами».
Особенно это забавно выглядит на фоне масштабного саммита со сразу несколькими десятками лидеров стран Африки, который в декабре 2022 года провел президент США Джо Байден.
Творение господина Быкова получилось набором штампов настоящего расиста, из которого следует, что Африка — это исключительно дикари, поклоняющиеся автомату Калашникова, болота и крокодилы. И поскольку, по версии Быкова, жителям Африки привычно общаться с людоедами, они и рады российскому министру.
Тут, конечно, стоило бы предложить Быкову почитать сие самим африканцам, но творец явно не считает для себя это возможным.
Смольянинову до Ефремова — как до Луны
Можно ли сделать и без того слабое произведение еще хуже? Конечно, если доверить его слабому исполнителю.
В прежние годы фронтменом проекта «Гражданин Поэт» был Михаил Ефремов, ныне отбывающий наказание за ДТП со смертельным исходом. И когда на вакантное место встал иноагент Артур Смольянинов, стало понятно, что поговорка «Мастерство не пропьешь» отлично подходит для этого случая.
Михаила Олеговича Ефремова в отечественном кино годами эксплуатировали в образах алкоголиков различной степени отторжения. И как-то забылось, что у него вообще-то есть серьезная драматическая школа и свой почерк. И в старом «Поэте» Ефремов вывозил на себе быковские политические стилизации. Потому что если произведение читалось от имени Сергея Михалкова, то перед вами и представал Сергей Михалков, со всеми ему свойственными узнаваемыми чертами.
Привет от Маршака!
Понятно, что у Быкова был не самый большой выбор кандидатур, но со Смольяниновым он еще и идеологически промахнулся.
После его пафосного интервью, в котором он заявлял о готовности пойти на СВО в рядах ВСУ, Смольянинову стали присылать ответы бывшие коллеги по цеху — Сослан Фидаров, Георгий Тесля-Герасимов. Причем делали они это прямо из окопов, в которых сейчас находятся, ведя борьбу с нацистами.
И на этом фоне грозивший ринуться в бой Смольянинов появляется в кадре в перьях и шкуре. И смех и грех. К тому же балаган Быкова — Смольянинова уже анонсировал гастроли в Париже, Барселоне и Марбелье.
То есть сбежавшие из России пускаются в чес по Старому Свету, предлагая себя таким нетребовательным в плане качества господам.
Если кого-то таким образом и можно высмеять, то исключительно себя.