Актёр Пьер Ришар в каком-то смысле — лицо французской комедии второй половины XX века. На его счету десятки классических фильмов о приключениях неуклюжего, но обаятельного героя, который то и дело попадает в неприятности, но чудом выходит из них победителем. АиФ.ru вспоминает лучшие из них.
Рассеянный (1970)
Несмотря на то, что Пьер Ришар довольно рано понял, что хочет быть актёром, и, как и положено, закончив школу в родном городе на юге Франции, уехал поступать в парижское театральное училище — ради этого даже рассорился с семьёй, которая не одобряла его выбор, — успех пришёл к актёру не сразу. В первые годы Ришару приходилось довольствоваться подработками в мюзик-холлах и второстепенными ролями в театре, а в первом фильме со своим участием, «Монпарнасс-19» с Жераром Филиппом, он даже не удостоился упоминания в титрах. Следующей роли пришлось ждать ещё 10 лет: после фильма «Идиот в Париже» на актёра обратил внимание режиссёр Ив Робер. Сперва он снял Ришара в эпизодической роли в «Счастливчике Александре», а спустя два года спродюссировал его режиссёрский дебют — картину «Рассеянный». И правда, если тебя не берут на главные роли, почему не написать и снять идеальную историю самому? Пьер Ришар в роли своего тёзки Пьера — человека-катастрофы в быту и одарённого рекламного агента на работе. «Рассеянный» — типичная комедия положений, состоящая из череды комичных ситуаций, в которые попадает главный герой.
Высокий блондин в чёрном ботинке (1972)
Всё тот же Ив Робер снял Ришара в фильме, который принёс актёру долгожданную популярность. Скрипач Франсуа Перрен помимо своей воли становится секретным агентом, замешанным в разборках спецслужб, а сам Ришар тем временем совершенствует найденный образ — непутёвого, рассеянного, невезучего простака, который из одной неприятности попадает в другую, но остаётся цел и невредим. Сценарий к фильму написал комедиограф Франсис Вебер, который позднее, уже в качестве режиссёра, работал с Ришаром над его самыми успешными фильмами — «Игрушкой» и трилогией с Жераром Депардье. «Высокий блондин» завоевал один из призов на Берлинском кинофестивале и поставил Пьера Ришара, которому на тот момент уже исполнилось 38 лет, в один ряд с Луи де Фюнесом и комик-группой Шарло, в то время отвечавшей за всё смешное во французском кино. В 1974 году на экраны вышел сиквел — «Возвращение высокого блондина», а персонаж Франсуа Перрен перекочевал с Ришаром в «Игрушку» и в «Невезучих» — первую комедию, в которой появляется дуэт Ришара и Депардье.
Игрушка (1976), Укол зонтиком (1980)
Между «Высоким блондином» и «Невезучими» в фильмографии Пьера Ришара можно отыскать как минимум два знаковых для его карьеры фильма. Первым стала «Игрушка» Франсиса Вебера, в которой главный герой, купленный отцом своему заскучавшему сыну в подарок, любовью и вниманием перевоспитывает избалованного ребёнка, а заодно и его богача-папашу. Философская история про то, что не всё в мире покупается за деньги, также изобилует гэгами в исполнении Ришара, который падает, бегает, разъезжает на игрушечном автомобиле и попадает в другие комические ситуации.
В «Уколе зонтиком» Пьеру Ришару вновь досталась роль героя, по ошибке впутавшегося в криминальные дела. Актёр-неудачник думает, что снимается в фильме и лишь играет роль киллера, а на самом деле из-за очередной ошибки, совершённой по невнимательности, попадает в руки к мафии. Вооружённый зонтиком с отравленным наконечником, горе-артист разыскивает бандита по кличке «Кит», чтобы нанести ему смертельный укол, конечно, постоянно путает все планы настоящему убийце. Градус абсурдности происходящего на экране постоянно повышает сам Ришар — даже одним своим видом. Разодетый в пёстрые костюмы, взъерошенный, он смотрится нелепо среди наряженных в вечерние платья и смокинги богачей и воротил преступного бизнеса, которые, впрочем, почтительно или в страхе отступают, принимая его за профессионального киллера. Что так же нелепо, как герой рекламных роликов, возомнивший себя звездой шпионского боевика.
Невезучие (1981), Папаши (1983), Беглецы (1986)
На съёмках фильмов Франсиса Вебера, невольно ставших трилогией, сложился один из величайших комедийных союзов не только французского, но и мирового кино — дуэт Жерара Депардье и Пьера Ришара. В первой части частный детектив Кампана (Депардье) должен отыскать пропавшую где-то в Южной Америке девушку. В путь он отправляется не один, а с уже знакомым нам Франсуа Перреном — столь же невезучим, как и пропавшая Мария, человеком, что, по задумке Кампана, должно помочь в поисках — Перрен выйдет на след неосознанно, попадая в те же неприятности.
Так и происходит, и герою Депардье приходится переносить все тяготы путешествия с неудачником. Основной комедийный эффект возникает на контрасте рационального подхода Кампана и интуитивных, спонтанных действий Перрена. Первый побеждает физической силой, второй — обаянием и детской непосредственностью, которая выводит героев на след девушки. Но при этом создаёт массу неприятностей: в присутствии героя Ришара перестают работать автоматические двери, летать самолёты, электроприборы выходят из строя, а достаётся больше всех напарнику Депардье. Невезучесть оказывается заразительной, а Кампана зря надеется, что человек-катастрофа Перрен отведёт от него неприятности.
В «Папашах» Ришар меняет имя на Франсуа Пиньона — так же его героя будут звать и в «Беглецах» — и вновь отправляется в путь в компании Депардье. На этот раз они разыскивают уже не девушку, а юношу — своего предполагаемого сына, с матерью которого у каждого из них когда-то был роман. В этом фильме Вебера всё идёт по уже проверенной и «выстрелившей» схеме: непутёвый школьный учитель Пиньон и приземлённый журналист Люка поначалу не выносят друг друга, но в итоге оба оказываются в дураках — долгий путь и солидарность на почве женского коварства приводят к дружбе и хэппи-энду.
Заключительная часть приключений «невезучих» вышла в 1986 году под названием «Беглецы». Герои прошлого фильма — Франсуа Пиньон (Ришар) и Жан Люка (Депардье) — знакомятся во время ограбления банка, на которое идёт Пиньон, чтобы обеспечить достойную жизнь своей маленькой дочери. Первый захватывает второго в заложники и убегает с ним от полиции, но взять всё под контроль приходится жертве — рассудительному и хладнокровному экс-преступнику, который не желает возвращаться за решётку. Их новое путешествие в очередной раз меняет героя Депардье, сердце которого не может устоять перед трогательной глупостью героя Ришара — комедия про «стокгольмский синдром», которая доказывает, что вариантов комических ситуаций, в которые Ришар может втянуть Депардье, существует бесконечное множество. И если от самоиронии Депардье к 2014 году не осталось и следа, то Пьер Ришар по-прежнему верен комедии, и в его новых ролях — в кино и в театре, во французских и даже в российских фильмах («Продавец игрушек») — всё ещё можно увидеть его «перренов» и «пиньонов».