Алексей Учитель родился 31 августа 1951 г. в Ленинграде в творческой семье: его отец был оператором и режиссером документального кино. Во время войны папа и мама Алексея остались в блокадном Ленинграде. Именно отец будущего режиссера документировал все ужасы блокады. А мама трудилась редактором в издательстве, издавала книги о театре.
Из бокса во ВГИК
Учитель всегда особенно любил Ленинград. Сначала он с родителями жил в доме, построенном пленными немцами, который стоял рядом с Невским проспектом. А потом семья Учителя перебралась поближе к самой Неве, получив квартиру с видом на Смольный.
Особенно маленький Леша запомнил поход с мамой на спектакль «Гамлет» в БДТ. Главную роль исполнял Иннокентий Смоктуновский. Отыграв спектакль, Смоктуновский вышел на поклон. Он как будто одновременно смотрел на всех зрителей и на каждого в отдельности. Зал бушевал. С тех пор Алексей влюбился в театр.
Свободное от учебы время Леша проводил не во дворе, а во множестве кружков. Еще учась в школе, Учитель стал посещать занятия в киностудии. Ходил он и на съемки к папе, наблюдал за кинопроизводством. Помимо кино, Леша занимался еще и фотографией в фотостудии. Кроме творчества будущий режиссер активно увлекался спортом, здесь его выбор пал на бокс. Однажды на одной из тренировок он слишком рьяно дрался с противником, тот сильно ударил его по уху. Мама узнала про травму и... забрала сына из спортивной секции. Но Леша мысли о спорте не оставил. В ту пору он уже хотел стать футбольным тренером. Желание было настолько сильным, что он даже ходил поступать в физкультурный институт, но не поступил. Тогда Учитель отправился во ВГИК. Поступил, и это обернулось жизнью на два города.
На два дома
Тогда он уже женился, в семье появился сын Илюша. Родителей уже не было вживых, поэтому молодой семье приходилось справляться с проблемами самостоятельно, что было очень непросто. Первой не выдержала супруга. Она предложила Алексею окончательно перебраться в Москву, к ее родителям. По словам режиссера, столица стала для него вторым домом. Он смог влиться в суетливый ритм Москвы. Именно в столице он теперь предпочитает снимать кино, а вот монтировать фильмы едет в более размеренный Санкт-Петербург.
Режиссер признается, что почти не приглашал к себе в картины актеров, которые не играют в театре. Более того, прежде чем позвать того или иного актера на роль, он сам приходил на его спектакль. Так в фильме «Космос как предчувствие» появился Евгений Цыганов. Сначала Учитель планировал снимать вместе с Евгением Мироновым другого актера, но в последний момент решил взять именно Цыганова. А Елену Лядову режиссер увидел в дипломном спектакле Училища имени Щепкина. Для фильма «Прогулка» Учитель тоже долго искал актрису и нашел Ирину Пегову в «Мастерской Петра Фоменко». Он редко ошибался с выбором молодых актеров, которые потом с его легкой руки становились звездами.
Зато однажды Учителю пришлось отказать самой примадонне. Когда он снимал «Дневник его жены», раздался звонок: в трубке он услышал голос Аллы Пугачевой. Она попросила режиссера попробовать ее на роль певицы Марги. Учитель загрустил: по его мнению, Алла Борисовна совсем не подходила на эту роль. А Пугачева, как оказалось, уже начала требовать от помощников график своих съемок. Учитель не знал, как быть. В конце концов он все-таки выдал Алле Борисовне съемочный план, который по счастливой случайности ей не подошел: на это время у нее был намечен большой тур.
От «Матильды» до «Цоя»
Не все картины режиссера принимаются критиками и публикой. Самым скандальным фильмом Учителя считается «Матильда» о любви русского цесаревича Николая (будущего царя) к балерине. Режиссер считает, что на самом деле скандал был раздут депутатом Милоновым. Тем не менее пиар получился нешуточным: о том, что на экраны выходит фильм «Матильда», слышали, казалось, вообще все в России, даже те, кто за новинками кино не следит. Пиар не помог кассе: фильм провалился в прокате. А все затраты на костюмы и декорации не помогли качеству: к примеру, на IMDB «Матильда» (на момент публикации материала) имеет оценку 5,3 по десятибалльной шкале (более двух тысяч рецензий), что, в общем, также является провальным результатом.
Но спустя совсем недолгое время в свет вышел фильм, который по скандальности не уступал «Матильде».
К картине про Виктора Цоя Учитель шел почти 10 лет. Он сам написал сценарий. Режиссер использовал в фильме документальные кадры и не вводил в картину актера, который исполнял бы роль музыканта. Также Учитель говорил, что главный герой фильма — не Цой, а гроб, в котором по сюжету лежит тело рокера. По словам Учителя, он встречался с сыном музыканта Александром. И все его замечания режиссер учел. Но в итоге все равно вышел скандал. Александру не понравилась картина, он даже заявил, что сценаристам за нее нужно руки оторвать. Александр вместе с дедом обратился в Минкульт и к Владимиру Путину, заявив, что фильм Учителя является «пошлым зрелищем», что использование имени музыканта и его изображений не было оговорено. Сам Учитель критику со стороны родственников Виктора Цоя не принял. Он уверен, что творчество музыканта принадлежит всем его поклонникам, а не только его родне. «Виктор Цой — представитель рок-движения, а рок — это свобода, которую невозможно запретить», — говорил Учитель. Что же касается оценок зрителей, то все на том же IMDB фильму выставлены совсем катастрофические 4,7 балла.
Вокруг личной жизни режиссера, как и вокруг некоторых картин, ходят досужие сплетни. Он долгое время не признавался в том, что состоял в связи с молодой актрисой Юлией Пересильд. Она даже родила ему двух дочерей. Пикантности ситуации добавляло то, что Учитель, создав семью с Юлией, продолжал состоять в браке с другой женщиной. И только недавно режиссер признался в том, что именно он является отцом дочерей Пересильд. А на днях из СМИ стало известно, что Юлия, видимо, устав от не совсем стандартных отношений, решила разорвать этот порочный круг.