Актеры, которые становились звездами благодаря участию в боевиках 1980-х и 1990-х годов, попадали в совершенно неочевидную ловушку. Они становились заложниками созданного на экране образа всепобеждающей машины смерти. И было совершенно неважно, что они использовали для причинения добра своим противникам — собственное тело или внушительный арсенал различных стреляющих или взрывающихся игрушек. Конечно, кто-то из них сумел вырваться за пределы узкого круга сюжетов — Арнольд Шварценеггер достаточно уверенно чувствовал себя и в комедиях, хотя и определенного пошиба; Сильвестр Сталлоне сумел не уронить реноме боксера Рокки Бальбоа и ветерана Джона Рэмбо. Ну а Джеки Чан вообще был сам по себе жанром — отдельным и весьма специфическим.
Но многим пришлось пережить упадок жанра. Уже к середине 90-х однотипные боевики с мужественными героями-одиночками начали терять популярность и кассовые сборы; они, разумеется, никуда не делись — но в какой-то момент их отправляли прямиком на видео или стриминги, минуя прокат. Но зрители до сих пор хорошо помнят тех, кто вселял в них надежду на торжество справедливости. И одним из них был — и остается —Стивен Сигал.
«Над законом», 1988
Стивен Сигал пришел в кино в весьма зрелом возрасте. Он родился 10 апреля 1952 года; про его предков есть противоречивые сведения — но вроде бы по отцовской линии он потомок еврейских мигрантов из Российской империи, с территории современной Белоруссии. Сам Сигал упоминал среди своих предков кого-то, кто исповедовал буддизм, — опять же в России, — но проверить это невозможно. Рос он в Калифорнии, там познакомился с боевыми искусствами, а в начале 70-х уехал в Японию, чтобы изучать айкидо. Там завел семью, преподавал в додзё — тренировочном зале. Обратно в США Сигал вернулся только в 1983 — и открыл собственный додзё в Голливуде. Там его, собственно, и нашла слава — один из учеников решил сделать его звездой и договорился о главной роли в криминальном боевике про мужественного сержанта полиции Чикаго Нико Тоскани. Правда, особого ажиотажа «Над законом» не вызвал, но прибыль принес — так что Сигал продолжил путь по протоптанной дорожке. К тому же Нико получился достаточно колоритным — боец и актер уже тогда был весьма габаритным, что придавало его персонажам особый шарм.
«Смерти вопреки», 1990
Такое чувство, что Сигал сразу почувствовал, что время прямолинейных боевиков в антураже боевых искусств на исходе — и принялся сниматься буквально во всём, что ему предлагали. В «Смерти вопреки» (Hard to kill, «Неубиваемый») он снова полицейский, который после покушения провел семь лет в коме, а как только очнулся, сумел победить всех коррумпированных копов и своего главного врага. Сюжет не самый логичный — но зрителям понравилось, фильм оказался даже более прибыльным, чем «Над законом».
«Помеченный смертью», 1990
В этом боевике герою Сигала — отставному агенту Управления по борьбе с наркотиками — приходится сражаться с опасными бандами наркоторговцев, ведущих бизнес в его родном городке. Там и ямайские негры, и пуэрториканцы, и даже колдун вуду, обладающий сверхъестественной силой. Правда, сила оказывается вполне обычной хитростью, так что наркоторговцы будут побеждены с помощью айкидо. Но фильм снова ждал финансовый успех — сборы (58 млн) почти в пять раз превысили небольшой бюджет.
«Во имя справедливости», 1991
Герой Сигала в этом фильме — ещё один агент по борьбе с наркотиками, а врагами стали представители итальянской мафии, которые занимаются не только поставкой всяких веществ, но и убийством невинных людей и прочими противоправными деяниями. Главный герой в этой картине снова мстит — на этот раз за убийство напарника и его семьи, и делает это, как всегда, безошибочно. Вот только выручка фильма оказалась немного меньше, чем была у предыдущего — но пока что все оставались в плюсе.
«В осаде», 1992
Этот фильм стал вершиной кинематографического пути Стивена Сигала. Сюжет, мягко говоря, не слишком оригинальный — международные террористы захватывают ядерное оружие, чтобы продать его другим террористам на черном рынке. Правда, есть и существенное отличие — в качестве декораций использовался американский линкор «Миссури», на котором в качестве кока отбывал наказание бывший спецназовец Кейси Райбек. Это совпадение оказалось для террористов не слишком счастливым — кок, разумеется, нанес им сокрушительное поражение и сорвал все их коварные планы. Но масштаб показанного противостояния оказался гораздо больше любого другого фильма подобного жанра. Фильм и стоил дороже — $35 млн, но и заработал очень прилично — $156 млн. Но после него Сигал словно выдохся.
Конечно, не он сам — просто уходила эпоха тех самых боевиков, в которых он блистал. Его последующие картины почти не появлялись в кинотеатрах или проваливались — как «В осаде 2: Темная территория», который не смог окупить свой 60-миллионный бюджет. Но Стивен Сигал не отчаивался — он продолжал сниматься и продюсировать фильмы, занимался вопросами экологии (в том числе и посредством кино), пропагандировал айкидо, любил приезжать в Россию, получил российское гражданство и даже стал спецпредставителем МИД России по российско-американским отношениям. В последние годы он снимается гораздо реже, играя роль своеобразного свадебного генерала, — его участие позволяет продюсерам использовать его имя для продвижения картин. Видимо, среди тех, кто до сих пор помнит восторг, испытанный при просмотре «В осаде» на домашнем видеомагнитофоне.