Примерное время чтения: 8 минут
18273

Ни родных, ни близких, ни сцены. Как встречает 90-летие Татьяна Доронина?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Именно танк, а не иначе 13/09/2023 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Татьяна Доронина в роли Вассы Железновой в сцене из спектакля «Васса Железнова». МХАТ им. Горького.
Татьяна Доронина в роли Вассы Железновой в сцене из спектакля «Васса Железнова». МХАТ им. Горького. / Евгения Новоженина / РИА Новости

«Для меня праздником является моя работа, она даёт смысл всему», — написала много лет назад Татьяна Доронина. И ни разу не изменила этому принципу. 12 сентября ей исполнилось 90 лет.

Задолго до круглой даты директор МХАТ им. Горького Владимир Кехман, не боясь сглазить, предвкушал, как Доронина выйдет на сцену в день юбилея. МХАТу на Тверском бульваре она служила три десятка лет. С того момента, как раскололся Художественный театр в Камергерском. С того дня, как осознала, что не станет любимой актрисой стоящего у руля Олега Ефремова.

Новый МХАТ стал её всем, без остатка — мужем, домом, ребёнком. На это «всё» она получала больше хулы, чем похвалы. Потому что играла, ставила, руководила.

Утихающая роль

«Любите ли вы театр, как люблю его я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость…» Монолог Виссариона Белинского Доронина читает в фильме «Старшая сестра». Читает с чувством, с толком. Со свой­ственным только ей придыханием.

Первая совместная картина Натансона и Дорониной не была для неё дебютом. Она снималась и до, и после. Правда, в сухом остатке — не так много лент. «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Валентин и Валентина», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе» — вот и все жемчужины в кинокороне актрисы. Впрочем… Чтобы раз и навсегда полюбить Доронину, многим было достаточно тандема: Доронина — Ефремов. И пахмутовской «Нежности» в оригинальном исполнении «Нюры — Анны Григорьевны».

В 1985-м Татьяна Васильевна в последний раз появилась на съёмочной площадке. А ведь ей было всего 52. Сколько ролей могла бы ещё сыграть! Но спустя два года в Художественном театре случился раскол. И, взвалив на себя ношу руковод­ства новым коллективом, Доронина так и не смогла простить Ефремова.

Когда-то, уже будучи звездой БДТ, она уехала в Москву в погоне за личным счастьем. Счастье оказалось хрупким. Да и уход в ранге примы из ленинградского театра был ошибкой. Доронина поймёт это поздно. Станет искать себя у Гончарова и Ефремова, согласится играть на других сценах. Возглавив МХАТ, к которому позже приклеится эпитет «доронинский» (в пандан «ефремовскому»), она попытается быть творчески счастливой.

Измену не забыла

«Любите ли вы театр, как люблю его я?» Ей ничего не останется больше. Хотя и мужчины ведь были — из одного брака плавно пере­ходила в другой. И жила только с теми, кого любила: актёров Басилашвили и Химичева, театроведа Юфита, писателя Радзинского, чиновника Тохненко. Но ни от одного не родила.

Виной и бедой тому ошибка молодости. Тяжкий грех, который Татьяна Васильевна себе не простила, пусть и приняла бездетность как данность. Спустя годы Борис Химичев признавался, что дважды в браке с ним актриса могла стать матерью. Но всегда выбирала театр. Так ли это? В 1973-м, когда они поженились, Дорониной уже было 40, а тогда и 28-летних записывали в «старородящие». В «Дневнике актрисы» Татьяна Васильевна поведала миру лишь одну историю на эту тему.

 

1955 год. В Школе-студии МХАТ вместе учатся Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачёв… Но ленинградка Доронина выбирает единственного на курсе москвича — Олега Басилашвили. На третьем курсе они женятся. Тогда же актёру предлагают первую серьёзную роль в кино — в «Невесте» по Чехову.

Потом она напишет в «Дневнике актрисы»: «Съёмки Олега… За столом, когда мы вошли, сидели актёр и актриса, несколько возбуждённые застольем и друг другом. Пикантность обстановки была очевидна. Клеймо с названием „всё дозволено“ Олег носил, ещё стесняясь, не чувствуя изнутри, не понимая серьёзности болезни, которой он был заражён. Двусмысленные взгляды актёра, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая боится, что её выгонят, а главное — имеют право выгнать».

За художественными образами — нестерпимая боль до конца жизни. Как бы она её ни скрывала:

«Когда всё было кончено, женщина-хирург сказала: „Жалко, двое у тебя были. Девочка и мальчик“… Я предала их. Я совершила первый страшный грех, который не прощается».

Партнёршей Басилашвили в «Невесте» была Татьяна Пилецкая.

Татьяна Пилецкая и Олег Басилашвили в фильме «Невеста», 1956 г.
Татьяна Пилецкая и Олег Басилашвили в фильме «Невеста», 1956 г. Фото: Кадр из фильма

Доронина пыталась понять, забыть. В тот момент у неё прекрасно складывалась карьера. Её пригласил в БДТ Товстоногов. Начали звать кинорежиссёры… И только склеенная наспех семейная чашка не радовала. Как на посуде раздражают трещины и сколы, так в жизни разрушенные изменой отношения не приносят счасть­я. Можно терпеть, можно делать вид, что «всё ОК», а в душе будет душно. И тошно…

В поисках синей птицы

В случае с Татьяной и Олегом всё больше проявлялась разность взглядов, интересов. А любовь испарилась. Словно и не было вовсе. Следующие браки актрисы тоже закончились расторжением. Хотя с Химичевым отношения продолжались и после развода. А с чиновником Дорониной было тепло. Как ни с кем раньше. Она чувствовала себя Женщиной. Жила дейст­вительно за мужем. Это была её последняя попытка поймать синюю птицу. И опять не ­вышло.

У неё было всё для счастья. Но было ли оно? И можно ли быть непритворно счастливой только в работе? Тем более что и в театре было совсем непросто. Её постановки редко замечали. Чаще ругали.

Закончилось всё и вовсе некрасиво. В декабре ­2018-го Доронину убрали из ­МХАТа, «припудрив» скандал выдуманной должностью президента театра. 26 января 2019 г. актриса сыграла главную роль в «Вассе Железновой» — в честь 15-летия спектакля. Больше ноги её на Тверском бульваре не было. И, видимо, уже не будет. Из-за модернизации сценического комплекса театральный сезон в этом году не откроется. Но, если спектакли МХАТа можно показывать где угодно, то проводить юбилей Дорониной вне стен театра странно. А пере­носить 90-летие актрисы на полгода, как и открытие сезо­на, просто рискованно...

А сама она? На закате жизни Татьяна Васильевна оказалась в геронтологическом центре. Рядом — ни родных, ни близких, ни сцены.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах