Примерное время чтения: 19 минут
28716

«Невыносимый» Градский. Богатое наследство талантливого музыканта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Недешёвая помощь 01/12/2021 Сюжет Умер композитор Александр Градский
Александр Градский.
Александр Градский. www.globallookpress.com

28 ноября на 73-м году ушёл из жизни певец, обладатель прекрасного тенора, композитор, наставник, руководитель театра «Градский холл» Александр Градский.

Пару месяцев назад Александр Борисович перенёс коронавирус, давший осложнения и спровоцировавший инсульт, который он переносил на ногах, продолжая участвовать в шоу «Голос». Правда, репетиции с участниками проекта, где он выступал в качестве наставника, проводил удалённо по видеосвязи. На съёмки его привозили на медицин­ской кровати-каталке. Но даже в этом состоянии находил возможность шутить и рассказывал анекдоты, один из них про себя – о том, что у Градского всего две известные песни – «Как молоды мы были» и «Первый тайм мы уже отыграли». Так он иронизировал над теми, кто не знает, что его музыкальное наследие составляет 40 разножанровых альбомов. Его называли патриархом русского рока (сам он не любил, когда ему клеили этот ярлык), хотя Градский, строго говоря, если и был рокером, то лишь в начале своего творческого пути, когда выступил создателем и участником рок-групп «Славяне» (1965 г.) и «Скоморохи» (1966 г.).

Взял фамилию матери

С таким голосом, как у него, можно было исполнять всё что угодно – и рок-оперу «Стадио­н» (в ней спели Алла Пугачёва, Иоси­ф Кобзон, Андрей Макаре­вич, Андрей Миронов, Михаил Боярский), над которой работал 10 лет, и арию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» на сцене Большого театра. В 25-летнем возрасте написал музыку к фильму Анд­рея Михалкова-Кончаловского «Романс о влюблённых» и исполнил в ней главные вокальные партии. Картина имела такой успех в 1974 г., что влиятельный музыкальный журнал Billboard назвал молодого композитора «Звездой года» – «за выдающийся вклад в мировую музыку». В его авторском арсенале – музыка к 40 художест­венным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов, среди которых «Легенда о старом маяке» (1976), «Охота» (1979), «Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар» (1985), «Перевал» (1988), «Узник замка Иф» (1988), «Стереотипы» (1989), «В августе ­44-го...» (2001) и др. А также три балета: «Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада», опера «Мастер и Маргарита». Голосом Градского поют персонажи многих советских мультфильмов, например в «Принцессе и Людоеде».

Родившись 3 ноября 1949 г. в городке Копейске Челябинской области в семье инженера-механика Бориса Абрамовича Фрадкина и выпускницы ГИТИСа Тамары Павловны Градской, Саша с ранних лет проявлял музыкальный талант, который разглядела мама. Она определила сына в музыкальную школу по классу скрипки. Позже он овладел гитарой, фортепиано, а в 1974 г. окончил Музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) по классу вокала. Любимой мамы не стало, когда Саше исполнилось 14 лет. «Мама была даже не музой, а барометром и человеком, который являлся для меня примером», – подчёркивал музыкант. В память о ней он и взял себе её фамилию.

О его непростом прямолинейном характере ходит масса легенд. Даже сам Градский шутил, что за его ­«невыносимый» характер его фамилию ­некоторые за глаза произносят без буквы «р». «Никак не могу перестать орать, – объяснял он свою требовательность. – В этом смысле я похож на анекдотический образ Чапаева, который выкрикивал и разряжался в тот момент, а потом отходил и просил извинения. Видимо, и мне, когда что-то не нравится или чтобы отвязались, нужно заорать. Но я ни на кого не кричу по собственной инициативе, в основном это происходит, если ко мне пристают или когда кто-то не сделал то, о чём мы договаривались, или в 25-й раз не понял, что я от него хочу. Очень не люблю необязательных людей. А их, к сожалению, в нашей стране достаточно. Поэтому много времени и сил по­тратил на то, чтобы создать себе круг, который меня не подводит, и отвечаю этим людям тем же».

Первый канал показал сольный концерт Градского в день его смерти. На сцене был один человек, без ансамбля и всяких технологических ухищрений, со своей любимой 12-струнной гитарой. У многих, наверное, вызвало удивление, что наставник шоу «Голос» является ещё и автором большого количества песен с социальной тематикой. Ещё в 1980-е он спел: «Ах, время наше сучее, летучее, ползучее и прочее жульё»...

Хотел роман перекрутить

Свой первый скоротечный брак с Натальей, продержавшийся несколько месяцев, артист называл «молодёжным поступком». «Нам было мало лет, – вспоминал музыкант. – Поначалу были чудесные ­отношения, которые постепенно стали ухудшаться. И тогда мы решили: поженимся – и всё восстановится. А через три месяца после свадьбы пожали друг другу руки, поцеловались и разошлись».

С Анастасией Вертинской они познакомились в компани­и общих друзей, но при первой попытке приударить за сног­сшибательной красавицей Градский потерпел фиаско. Спустя полгода Вертинская сама нашла его на гастролях в Крыму, когда музыкант выступал в спортивном лагере МЭИ под Алуштой.

«Это не я её покорил, это она меня подобрала, – откровенничал Градский в беседе с украинским журналистом Дмитрием Гордоном. – Я вообще-то собирался перекрутить с ней роман минут на 10. Когда понял, что не удалось, плюнул и перестал ей звонить. А потом так получилось, что она отдыхала недалеко от меня в Крыму. Там была такая пьяная лёгкая жизнь… И её сестра Марианна приехала ко мне на выступление. Когда вернулась с него, сказала Насте: «Помнишь, парень за тобой ухлёстывал? Он там народ на концерте собрал со всего Крыма». На что она ответила: «А я его сейчас вытащу оттуда». На следующий день Настя вышла на улицу в домашнем шёлковом халате, который надела прямо на купальник, кажется. У неё ещё были смешные солнцезащитные очки с треснутым стеклом. Остановила грузовик ­ЗИЛ-130 и спросила водителя: «А где тут Градский живёт, знаешь? Вот туда вези меня». На этой машине и приехала в спортивный лагерь. А у меня был утренний отходняк. Накануне после концерта все страшно квасили. Вот утром после «квашения» сижу и смотрю на море. И такое состояние – вроде надо выпить, а не с кем и незачем. Она подходит и садится рядом. А я её не узнаю. Она мне говорит: «Значит, вот так отдыхаете?» Я по­смотрел на неё и дальше глазею на море. Потом снова на неё – и вдруг понимаю, наконец, кто передо мной. «А ты что здесь делаешь?» – «Да мы тут рядом отдыхаем». И мы пошли с ней куда-то квасить. Потом отвез её на машине обратно, а вечером мы собрались все вместе. С этого всё и началось... Но нам, наверное, не надо было жениться. Мы ведь с ней после развода не разговаривали очень много лет. Сохранилась какая-то взаимная обида».

Сама Вертинская называла их двухлетний союз «ошибкой» и никогда не говорила о бывшем муже хорошо. Третьей супругой Градского в 1980-м стала Ольга Фартышева, которая была младше мужа на 11 лет. Она и подарила артисту долгожданных детей – сына Даниила (1981 г.) и дочь Марию (1986 г.). Но спустя 20 лет и этот брак рухнул. Последние годы супруги даже жили в разных квартирах.

Прикоснуться к истории

В 2003-м Градский, проезжая по центру Москвы, увидел на улице красивую молодую блондинку, которой на тот момент было 19 лет. «Я подъехал на машине к девушке, как мне показалось, небесной красоты. И решил: если с ней не познакомлюсь, никогда этого себе не прощу. Хотя я был в тот момент не в лучшей форме для знаком­ства – грязный, возвращался со стройки. Не было никакой уверенности, что она захочет со мной знакомиться. И тогда я сказал сакраментальную фразу: «Девушка, у вас есть шанс прикоснуться к истории», – и заржал, как бы стесняясь. Марина ухмыльнулась, поскольку не только не узнала меня в лицо, но и вообще не знала, кто такой Градский, однако мой телефон взяла. А через две недели перезвонила. Я далеко не самый состоятельный человек, на которого она могла бы рассчитывать. С её данными Марина способна заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я. Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной».

В этом браке у музыканта родились два сына – Саше пока 7 лет, младшему, Ване, всего 3 года. Марина стала последней любовью и музой Градского, а официальной супругой – лишь за месяц до его смерти. Видимо, чувствуя, что осталось совсем немного, Александр Борисович решил-таки узаконить отношения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах