1594

Наталья Крачковская: «Я — веселый пустячок»

Телеглаз АиФ № 1 30/12/2001 Сюжет Наталья Крачковская умерла в Москве
Наталья Крачковская.
Наталья Крачковская. www.globallookpress.com

Последнее обновление материала: 03.03.2016 г.

Досье: Родилась 24 ноября 1938 года в Москве. Актриса — фактурная, сугубо комедийная. Она привнесла в кинематограф новый персонаж, новый тип героини второго плана — женщины, незакомплексованной, боевой, не стесняющейся своих габаритов. Крачковская сразу же приглянулась зрителям, а режиссеры с удовольствием стали использовать ее типаж, особенно в трюковых сценах. Семья всегда жила при театре, поэтому девочка не мыслила жизни вне актерской профессии. Сдавая экзамены в Историко-архивный институт, одновременно решилась поступать и во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Там — 256 человек на место! Но Наталья не привыкла пасовать перед трудностями. И вот, представьте себе, такая девушка, в теле, украшенная прямым пробором на голове, декламирует: «Петр Ершов. «Конек-Горбунок». Монолог Иванушки-дурачка...» Услышав это, Белокуров сказал: «Вот эту «дурочку» надо взять».

— Наталья Леонидовна, легко ли сохранять в себе чувство любви к ближнему, тем более в наше тяжелое время?

— У меня есть принцип: никогда не демонстрировать другому человеку свое плохое настроение. Взять собаку: если она плохо себя чувствует, то уходит куда-нибудь и никого не беспокоит. Так и нам нужно поступать. Мои бабушки меня когда-то научили хорошему правилу: «Твои проблемы и неприятности — это только твои проблемы, не неси их людям. А вот радостью своей — поделись!». По-моему, всем нам надо жить по Божеским заветам. Я, например, не могу пройти мимо человека, который просит милостыню. Никто в нашей жизни ни от чего не застрахован, особенно в старости. Кто знает, как сложится в дальнейшем моя судьба? Может, и мне когда-нибудь понадобится чья-то помощь. Поэтому на встречах со зрителями я обычно говорю: «Будьте добры друг к другу, заботьтесь о своих ближних. Всегда следует помнить русскую поговорку: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Если мы будем внимательны к детям и старикам, то к нам трижды вернется содеянное нами добро.

— И вы никогда не срываетесь? Неужели не приходилось встречаться с хамством и прочим?

— Бывает, что и сорвусь. Порой отбрею хама так, что ему это надолго запомнится. Только после этого ругаю себя и считаю большой грешницей.

— Это сейчас так редко встречается.

— Не согласна с вами. Ведь все зависит только от нас самих. Действительно, сейчас всем нелегко жить, так что, всем надо срываться, грызться друг с другом?

Людмила Нильская, Наталья Крачковская и Алексей Журавлев (слева направо). Сцена из спектакля «Безумства любви», 2008 г.
Людмила Нильская, Наталья Крачковская и Алексей Журавлев (слева направо). Сцена из спектакля «Безумства любви», 2008 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

— Вас предавали?

— Много раз. Было очень больно, но я никогда не выясняла отношений с этими людьми, потому что считала бессмысленным. Просто больше с ними никогда не общалась. Я человек абсолютно не злой, но предательства не выношу.

— Эти черты характера в вас заложены с детства, или вы их в себе воспитали сами?

— Скорее всего, у меня это на генетическом уровне. Мои родители были актерами Пушкинского театра. При этом отец, Леонид Юрьевич Белогорский, мечтал о военной карьере — он происходил из старинной дворянской фамилии, все мужчины которой связывали себя с воинской службой. К сожалению, из-за происхождения его ни в какие военные учебные заведения не приняли, и он стал артистом. Мечта у отца все-таки осуществилась, когда во время Великой Отечественной войны его призвали в армию. Это был человек удивительной храбрости и отваги. Правда, его называли дамским угодником, он по-джентльменски относился к женщинам. Отец был очень красивым мужчиной: темноволосый, с зелеными глазами. И самое главное, он был уверен в том, что человек существует для того, чтобы творить на земле только добро. К великому горю, в 1945 году он погиб. Дед, например, был личным адъютантом государя императора.

— Кто вам подарил нынешнюю фамилию?

— Крачковская я по мужу. Это тоже исконно дворянская фамилия: прабабушка мужа была родной сестрой Кутузова. С Владимиром Васильевичем мы прожили 26 прекрасных лет. Это был очень хороший человек, умный, интеллигентный.

— Вы не раз говорили, что у вас брак счастливый.

— Понимаете, я верю: как сыграешь свадьбу — так и будешь жить. У нас была замечательная свадьба. Мы сыграли ее весной, когда все цвело. Съемочная группа накрыла роскошный свадебный стол прямо в саду. Была какая-то неземная красота. Мы вырастили прекрасного сына. Василий тоже очень талантливый, он ведущий звукорежиссер. В 1996 году стал лауреатом премии «Ника» как звукорежиссер. У меня есть внук, которого назвали в честь деда, ему сейчас десять лет. Так что растет на земле еще один Владимир Васильевич Крачковский. Не могу не сказать о своей невестке. Наташа очень аккуратный, чистоплотный человек, с завидной выдержкой. В прошлом она — преподаватель. Она очень хорошо воспитывает моего легендарного внука. Так его называют мои друзья, которым он как-то заявил: «Моя бабушка Наташа — актриса, мама — Скорпион, а я — Рачок». Семья сына живет в «Коньково», мне до них добираться сложно, а они ко мне на машине часто приезжают. К их приезду я обязательно готовлю что-нибудь необычное.

— Вы, я слышал, хорошая хозяйка.

— Без ложной скромности скажу, что умею делать все. Особенно люблю русскую кухню: борщи, пироги, причем обязательно на столе должно быть всего много, все должно быть разное и вкусное. С удовольствием принимаю гостей. Когда приходят подруги, варю русский борщ со всякими приправами, если мяса нет — не страшно, побольше зелени, под это дело можно и выпить немного, хотя никогда не злоупотребляем. А потом начинаем петь душевные песни. Даже соседи приходят, интересуются, по какой программе передают. Обычно отвечаю: по нашей. Я объездила практически весь мир и убедилась в том, что русский человек может зарубежную кухню попробовать только один раз, ну два-три. Питаться же нужно только своей, родной пищей — она и привычна, и здорова, и полезна для организма.

Наталья Крачковская.
Наталья Крачковская. Фото: www.globallookpress.com

— В детстве вы ведь мечтали о карьере артистки оперетты.

— Мечтала... Да только, как видно, опереточной дивой стать мне было не суждено: не оказалось голоса. После школы сразу поступила на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую Владимира Белокурова. Правда, учиться не пришлось. По дороге в институт меня сбила машина. Пришлось долго лежать в больнице, еле выжила, мне восстанавливали зрение, для глаз был вреден яркий свет... Это было для меня катастрофой. Из-за болезни так и не окончила ВГИК, осталась, так сказать, «народным самородком». Потом все начинала заново: с самодеятельности, участвовала в массовках. Именно там меня заметил режиссер Владимир Басов и пригласил на пробы. Он в это время собирался снимать «Битву в пути». Помню, пришла намазанная, накрашенная. Он посмотрел на меня и сказал: «Смойте краску и наденьте старый свитер». Пробы оказались удачными, и меня утвердили на роль Веруньки. Это было сорок лет назад. Потом снялась в роли Клавы в картине «Половодье», сыграла солдатку в «Русском сувенире». Но вышла замуж, родила сына и решила, что актрисой мне быть не суждено. Муж работал на «Мосфильме» звукооператором и как-то взял с собой на съемки. Здесь встретилась с режиссером Леонидом Гайдаем, который вскоре пригласил меня попробоваться на роль мадам Грицацуевой. Честно говоря, я растерялась. Пробы меня просто замучили. После девятнадцатого раза расплакалась и сказала, что раз у меня не получается, то пусть сразу скажут. Только после этого Гайдай признался, что просто хотел посмотреть, на что я способна.

— Вы помните, сколько всего в вашей копилке фильмов?

— По-моему, больше 110. Обычно я стараюсь сниматься в фильмах, где нет пошлости, агрессии, чернухи. Людям ведь хочется видеть светлое и большое. По-моему, я — это то, что им нужно.

— Поэтому вас так любят снимать режиссеры?

— Может быть. И я не делю роли на маленькие и большие, главные и эпизодические. Я — актриса и должна уметь сыграть любую роль. Должна сказать, что мне не стыдно ни за одну из сыгранных мною ролей.

— Звездности своей не ощущаете?

— О чем вы говорите? В нашей стране невозможно ощущать себя настоящей «звездой», особенно актрисе. Это на Западе актеры хорошо устроены, им живется легко — с их налаженным бытом. А я обычная русская женщина, которая всегда ощущает нехватку денег.

— Вы ведь выступаете еще и на сцене. Кстати, почему вы согласились сыграть роль «беса фантазии» в пьесе по произведениям В.Набокова?

— Меня действительно никто не ожидал увидеть в таком амплуа. Но, должна сказать, у меня был черт с человеческим лицом. Он сочетал в себе и обаяние, и жестокость, и искушение. Сейчас я занята в нескольких антрепризах. Это «Французские мелодии», «Любовники - круглая кровать», где у меня очень хорошие роли. После Нового года приступаем к репетициям еще нескольких пьес.

— Но вы же сейчас снимаетесь в современных фильмах?

— Жить-то как-то надо! Хотя я снимаюсь в добрых лентах. Понимаю, что Михаил Кокшенов тоже создает далеко не киношедевры, но у него нормальные фильмы, полные юмора, без злобы. Недавно закончила у него сниматься в картине «Герой ее романа», а в феврале должны приступить к съемкам новой ленты. Охотно снимаюсь и у Александра Панкратова-Черного. Не забывает меня и телевидение. Скоро на экраны выходит продолжение сериала «Медики», где я сыграла одну из ролей.

— Своей актерской судьбой вы довольны?

— Когда-то замечательный актер Леня Марков сказал мне: «Что же режиссеры не видят твоих глаз! Для тебя же надо специально сценарии писать». Но у режиссеров собственный стереотип, они относятся ко мне, как к веселому пустячку. Но у нас же полно женщин таких, как я. Им тоже хочется любить и страдать...

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество