6621

Москва поверила слезам. Скончался режиссер Владимир Меньшов

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Владимир Меньшов.
Владимир Меньшов. www.globallookpress.com

На 82-м году жизни скончался советский и российский актер и режиссер, лауреат «Оскара», народный артист РСФСР Владимир Меньшов. О его смерти сообщил на своем сайте киноконцерн «Мосфильм».

«Выдающийся советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, член правления „Мосфильма“ скончался от последствий коронавирусной инфекции на 82-м году. Коллектив „Мосфильма“ выражает глубокие соболезнования коллегам, родным и близким Владимира Валентиновича. Скорбим вместе с вами. Мы потеряли нашего дорогого друга, мосфильмовца, отдававшего родной киностудии все свои творческие силы и яркий талант по-настоящему народного режиссёра, замечательные фильмы которого знают и любят миллионы людей», — сказано в сообщении.

Меньшов был госпитализирован в конце июня с низкой сатурацией. По данным телеграм-канала Mash, он лежал в ГКБ №15; врачи выявили у него двухстороннюю пневмонию и третью стадию дыхательной недостаточности.

Прощание с кинорежиссером состоится 8 июля в Доме кино, сообщает Союз кинематографистов.

Владимир Меньшов в роли Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте». 1973 год.
Владимир Меньшов в роли Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте». 1973 год. Фото: РИА Новости

Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку, где проходил службу его отец; вместе с семьей он часто переезжал. Рос в Архангельске, потом Меньшовы устроились в Астрахани, на родине его родителей. После школы решил стать актером, но первая попытка оказалась неудачной — поступить во ВГИК ему не удалось. Меньшов вернулся в Астрахань, был рабочим-токарем, шахтером, водолазом и пытался воплотить в жизнь свою мечту снова и снова. Удачной оказалась четвертая попытка — в 1961 году Меньшов стал студентом Школы-студии МХАТ. Там он познакомился с Верой Алентовой — они поженились и прожили вместе всю жизнь.

После вуза карьерные перспективы Меньшова просматривались не очень хорошо; в столичные театры его не приняли (а вот Алентову взяли в театр имени Пушкина), он уехал в Ставрополь, служил там два года в местном драмтеатре. Но ему хотелось чего-то другого. Он вернулся в Москву, поступил в аспирантуру ВГИК, причем на факультет режиссуры, в мастерскую Михаила Ромма, и успешно его окончил. Чуть позже Меньшов начал активно работать в кино, но первые его роли и сценарии были не самыми большими хитами. В 1970-м он написал сценарий и снялся в короткометражном фильме Александра Павловского «Счастливый Кукушкин», затем сыграл главную роль в драме Алексея Сахарова «Человек на своём месте».

В его фильмографии одна за другой появлялись картины  — «Солёный пёс», «Последняя встреча», «Ар-хи-ме-ды!», «Мои дорогие».  В ленте Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Меньшов сыграл ближайшего сподвижника русского императора — Александра Меншикова.

 В 1976-м Меньшов наконец снял свой собственный фильм, это была школьная драма «Розыгрыш». Сценарий к этой картине, написанный Семеном Лунгиным, долго лежал без движения: опытные режиссеры опасались браться за этот материал. Но Меньшов справился; фильм получил несколько престижных призов на Всесоюзных кинофестивалях, Государственную премию РСФСР, а также прославил исполнителей главных ролей — среди них был и молодой актер Дмитрий Харатьян.

Режиссерский дебют Владимира Меньшова оказался удачным; но ещё более удачным оказался его второй фильм, знаменитый «Москва слезам не верит». История трех подруг-провинциалок, покоривших Москву, произвела впечатление не только на советских зрителей (а они смотрели картину не по одному разу и сделали ленту лидером советского проката), но и на американских киноакадемиков. Меньшов победил, причем в очень ожесточенной борьбе. В том году за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» боролись венгр Иштван Сабо, японец Акира Куросава и француз Франсуа Трюффо — компания более чем солидная. Но «Москва слезам не верит» сумела выстоять и стать вторым (или третьим, если учитывать «Дерсу Узала» Куросавы) советским «Оскаром» в иностранной категории.

Для Меньшова эта победа почти ничего не изменила. На церемонию его не отпустили, статуэтку получал советский дипломат, и до режиссера она добралась лишь через восемь лет. Он скупо вспоминал, что полученный «Оскар» лишь добавил ему «проблем», но никогда не жаловался, каких именно. Меньшов не «зазвездился», а продолжал заниматься привычным делом, то есть снимался в кино и снимал кино.

 Третий фильм Владимира Меньшова тоже пополнил «золотую коллекцию» советского кинематографа — это была лирическая комедия «Любовь и голуби», экранизация одноименной пьесы, написанной по следам реальных событий. Пьеса много лет с успехом шла в театре «Современник», и на главную роль в картине Меньшов взял театральную актрису Нину Дорошину, игравшую Надю и на сцене.

 «Любовь и голуби» оказался фильмом трудной судьбы. Он был закончен в разгар антиалкогольной кампании, от Меньшова требовали вырезать из ленты сцены употребления спиртных напитков, но он твердо стоял на своём и оказался прав. Именно в режиссерской версии «Любовь и голуби» оказались поистине народным фильмом, а фразы из него до сих пор знакомы большинству зрителей.

В интервью «АиФ» Меньшов рассказывал, что «Любовь и голуби» оказался для него очень дорогим фильмом, и объяснил, почему.

«Когда вышла картина „Москва слезам не верит“, я был подвержен серьёзному остракизму со стороны своих коллег: ну что это такое? Такой фильм каждый может снять, так уж получилось, удача большая и так далее. Когда я снял фильм „Любовь и голуби“, разговоры такого рода прекратились полностью. Стало понятно, что на моей стороне не только удача, но и профессия и много других достоинств, которые на самом деле есть, но казались для моих противников несущественными. В общем, жить мне стало намного легче», — говорил режиссер.

Вообще снимал Меньшов мало, меньше, чем мог бы, наверное. При СССР он так больше и не поставил ни одного фильма; в новой России выпустил комедию «Ширли-мырли», который разделил зрителей на две части: одни просто смеялись над героями этого фарса, другим фильм показался пошлостью. Но «народность» «Ширли-мырли», пожалуй, признавали и те, и другие — во всяком случае, афоризмы из ленты тоже пополнили русский язык.

Последним художественным фильмом Меньшова-режиссера стала драма об СССР 80-х «Зависть богов».

В основном он работал как актер. У него были роли в сериалах «Ликвидация» и «Екатерина», в комедиях «Выкрутасы» и «Любовь-морковь 3», в фильмах «Generation "П"», «О чём ещё говорят мужчины», «Легенда №17» — он снимался много и часто, чаще в эпизодах. Но все помнят его светлого мага Гесера из экранизации романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор» — Меньшов сумел создать образ, который буквально «прилип» к нему.

Меньшов вообще не терпел несправедливости, как он её понимал. В 2007-м он отказался вручать кинонаграду фильму «Сволочи». В 2011-м как глава Российского оскаровского комитета выступил против выдвижения картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» – что закончилось серьезным скандалом. Активно занимался политикой, уже в 2021-м выдвигался в депутаты Госдумы нового созыва.

 «Он был моим соседом, другом, прекрасным режиссером. Артисты мечтали у него сниматься. Это было для них счастье. Он умел дарить своим коллегам творческую радость», — сказал в комментарии каналу «360» актер Валерий Гаркалин, сыгравший у Меньшова в «Ширли-Мырли».

 
 

Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество