Любой актер мечтает о славе, об обожании и овациях. И когда случается в их карьере звездная роль, им кажется, что весь мир теперь у их ног. Но, увы, даже самый громкий успех может оказаться лишь эпизодом, строчкой в биографии. Aif.ru решил вспомнить советских актеров, которые так и не сумели построить большую долгую карьеру, хоть и были известны всей стране и горячо любимы публикой.
Наталья Рычагова (1945-2011)
Наталья Рычагова — та самая Маша Беликова из легендарной драмы Владимира Рогового «Офицеры» (1971). Фильм, без которого невозможно представить ни День Победы, ни 23 февраля. Сцена в поезде, когда героиня Рычаговой уходит на фронт, оставив ребенка, — одна из самых пронзительных в нашем кино.
Впервые Наталья попала на съемочную площадку в 10 лет, сыграв в приключенческом фильме Ильи Фроэза «Васек Трубачев и его товарищи» (1955), и сразу стала звездой среди сверстников, а на школьной доске почета даже повесили портрет юной знаменитости.
Хрупкую талантливую красавицу продолжали приглашать сниматься в кино и во время учебы во ВГИКе, и сразу после окончания вуза — «Нет неизвестных солдат» (1965), «Три дня Виктора Чернышева» (1968), «Возвращение „Святого Луки“» (1970), «Про Клаву Иванову» (1969).
В 1971 году вышел фильм «Офицеры», и на Наталью обрушилась народная любовь, поклонники завалили киностудию письмами. В 1975 году у нее была главная роль в драме «Это мы не проходили», картина прошла с большим успехом...
Но потом зрители все реже стали видеть актрису, она появлялась то в эпизодах, то в массовке. А в 1980-х Рычагова и вовсе исчезла с экранов. В актерских кругах стали поговаривать, что актриса начала выпивать, страдая от своей невостребованности. «Лихие 90-е» поставили крест на карьерах многих замечательных актеров, Наталья Сергеевна не оказалась исключением.
Еще на втором курсе Наталья вышла замуж за коллегу, актера Алексея Инжеватова. Пара обожала и буквально боготворила свою единственную дочь Марию. Но судьба приготовила им тяжелое испытание — почти сразу после школы дочка вышла замуж. Зять не работал, постоянно скандалил, поднимал руку на жену, а потом ушел, оставив ее с маленьким сыном Сережей на руках. Бабушка и дедушка заботились о внуке, но вскоре семью настиг новый удар — в 38 лет Маша умерла, не сумев оправиться после инсульта.
Рычагову буквально раздавило горем... После смерти мужа в 2010 году воспитание внука легло на Наталью Сергеевну. Она поднимала Сережу на маленькую пенсию, а тут еще и зять взялся судиться с ней за опеку над ребенком. Сердце актрисы не выдержало и остановилось 14 мая 2011 года. После ухода Алексея Инжеватова, ее супруга, не прошло и года.
Ольга Бган (1936-1978)
Большие грустные глаза, черные косы, будто немного обиженно поджатые губы — упрямая красавица с характером запомнилась зрителям после выхода драмы режиссера Василия Ордынского «Человек родился» (1956).
Впервые Ольга появилась на экране в эпизодической роли в комедии «За витриной универмага» (1955). Как вспоминает Светлана Дружинина, которая исполнила одну из главных ролей в этой кинокартине, она уже тогда отметила амбициозность Ольги — дерзкая молодая артистка строго спросила, готова ли машина для нее. А ведь автомобили начинающим актерам в то время не полагались.
В фильме «Человек родился» Бган сыграла провинциальную девушку Надю Смирнову, приехавшую покорять Москву. И если зрители и критики считали это триумфом актрисы, то для нее самой каждое слово ее Наденьки отзывалось душевной болью. Без ведома Ольги Василий Ордынский переозвучил ее героиню. В фильме звучит голос жены режиссера — Людмилы Гурченко. Изначально именно Гурченко должна была сыграть в картине, но ее «зарубил» худсовет. Тогда Ордынский таким способом решил дать возможность любимой супруге сыграть драматическую роль. Ольга высказала режиссеру все, что думала, обозвала его чуть ли не предателем. И даже не пришла на премьеру, которая, кстати, прошла с огромным успехом.
Режиссеры продолжали приглашать Ольгу в свои картины. Уже через год она снова получает главную роль в исторической драме «Рожденные бурей» (1957).
И вдруг яркая звезда гаснет так же стремительно, как и зажглась. В артистических кругах поговаривали, что к забвению Ольга Бган приложил руку знаменитый режиссер Иван Пырьев, которому красавица отказала во взаимности.
Не складывалось у актрисы и в личной жизни. С первым мужем актером Юрием Гребенщиковым она развелась, хотя всем окружающим они казались крепкой парой. О причинах расставания Ольга не рассказывала, но с Юрием они до конца дней сохранили дружеские отношения. Вскоре актриса вышла замуж за Алексея Симонова, сына писателя Константина Симонова, в семье родился сын Евгений.
Но счастья все равно не было. Из-за невостребованности в профессии Ольга пристрастилась к алкоголю. Брак Алексея и Ольги продержался около пяти лет, сына после развода передали на воспитание бабушке.
Встречи Ольги с любимым сыном проходили все реже, она не хотела показываться ребенку в пьяном виде, а периоды трезвости становились все короче. Спасал актрису в это время только театр — она так проникновенно играла Маленького принца в постановке по сказке Антуана де Сент-Экзюпери, что спектакли всегда шли с аншлагами. Ольга пыталась самостоятельно побороть свою зависимость, но постоянно срывалась. А потом от одиночества вышла замуж за бывшего заключенного, который обкрадывал ее, приносил домой спиртное и поднимал на нее руку.
В новогоднюю ночь 1978 года Ольги Павловны не стало. О смерти актрисы сообщил ее первый муж Юрий Гребенщиков. Он пришел поздравить бывшую жену, а нашел уже бездыханное тело... Официальная версия смерти Ольги Бган — сердечная недостаточность. Но есть и другая — измученная женщина сама решила прервать череду неудач и страданий.
Станислав Хитров (1936-1985)
Трагически сложилась судьба и гениального однокурсника Ольги Бган — Станислава Хитрова. Его веселого задиристого Филю, бригадира лесорубов из народной комедии Юрия Чулюкина «Девчата» (1961), вся страна обожала. Говорят, на съемках Николай Рыбников только Станиславу позволял общаться с собой на равных. Еще бы! Хитров был звездой курса во ВГИКе, в его красном дипломе стояла специальная отметка — «обладает выдающимися способностями».
После «Девчат» режиссеры выстраивались в очередь за талантливым актером, Хитров много снимался: мелодрама «Увольнение на берег» (1962), драма «После свадьбы» (1962), фэнтези «Каин VIII» (1963)... Но со временем актеру стали предлагать исключительно эпизодические роли... из-за его алкогольной зависимости. Начиналось все банально — популярного «своего парня» постоянно приглашали поддержать застолья и «составить компанию», а он не отказывался.
Не пил он, только когда работал, поэтому старался работать круглосуточно. А паузы между съемками становились губительными. Если телефон молчал — начинался запой.
Пристрастие к алкоголю ударило и по семье Хитрова. Жена Галина подала на развод и ушла, забрав с собой единственного сына Сережу. Из-за отсутствия ролей, соизмеримых его таланту, и краха семьи актер впал в депрессию и запил еще больше. Его совсем перестали снимать. Станислав переехал к матери и жил на ее иждивении. Он понимал, что катится на дно, пытался обращаться за помощью к знакомым, но помочь ему так и не смогли.
В 1984 году Станислав Хитров сыграл свою последнюю роль — слугу в «Мертвых душах» Михаила Швейцера. В мае 1985 года случилась череда трагических событий и совпадений — актер упал, сломав шейку бедра, а в больнице, куда его привезли, не было мест, и Хитрова положили в коридоре. Сквозняк спровоцировал пневмонию, с которой ослабленный организм не справился. Станислав Николаевич скончался, забытый поклонниками, в 48 лет. На кремации актера присутствовали только родные.
Изольда Извицкая (1932-1971)
В 1955 году на экраны вышла военная мелодрама Михаила Калатозова «Первый эшелон», где Изольда Извицкая впервые встретилась со своим будущим мужем актером Эдуардом Бредуном.
Зрители тогда только познакомились с молодой талантливой актрисой, а всенародную известность и мировую славу Извицкой принесла ее героиня в драме Григория Чухрая «Сорок первый» (1956).
Картина имела ошеломляющий успех, в тот год по сборам она уступила только «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Фильм поехал на 10-й Каннский фестиваль, где получил специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». А красавица-актриса с необыкновенными зелеными глазами была атакована репортерами и бесчисленным множеством поклонников.
В ее честь устраивались приемы, ее интервью были нарасхват в зарубежной прессе, а в Париже даже открыли кафе в честь красавицы из СССР. На родине Изольда вошла в Ассоциацию по культурным связям со странами Латинской Америки, что дало ей возможность побывать во многих уголках планеты.
Потом вышли фильмы с ее участием: «К Черному морю» (1957), «Неповторимая весна» (1957), «Очередной рейс» (1958), «Отцы и дети» (1958)... Картины публика приняла тепло, но помнила о них недолго. А вот новых ярких главных ролей известные режиссеры актрисе больше не предлагали.
Изольда так тяжело переживала нереализованность и угасание фантастической популярности, что находила спасение только в алкоголе. Муж Эдуард Бредун, казалось бы, должен был помочь любимой жене не упасть в эту яму. Но он и сам, страдая от актерской невостребованности, популярности жены и дикой ревности (ходили слухи о романе Извицкой с Марком Бернесом), составлял супруге компанию в распитии горячительного.
Некоторые коллеги подозревали, что Эдуард специально устраивал семейные посиделки со спиртным. А позже Бредун ушел от Изольды к ее подруге, обвинив супругу в пьянстве. Актрисе старались предлагать работу — на время съемок она прекращала пить. Но после команды «Стоп! Снято!» все начиналось заново. В феврале 1971 года Извицкая не пришла на репетицию, на звонки не отвечала. Эдуард Бредун поехал в квартиру к бывшей супруге, чтобы выяснить, что случилось, но ему никто не открыл. Когда взломали дверь, актрису обнаружили мертвой. Оказалось, скончалась Изольда несколько дней назад. Официальная причина смерти — сердечная недостаточность, которая возникла на фоне долгого голодания и алкоголизма. Изольде Васильевне было 38 лет. О смерти известной актрисы вышел небольшой некролог в «Советской культуре», а западная пресса разнесла известие, что Изольда Извицкая умерла от «холода и голода».