120 лет назад родился актер, режиссер, лауреат Ленинской и трех Сталинских премий Максим Штраух.
На его счету — 5 театральных постановок, 35 ролей на сцене и столько же — в кино. Сотрудничество с именитыми режиссерами, замечательные роли. Однако помнят Штрауха в основном в гриме… вождя революции. Актер был одним из тех, кто в советские годы вошел в кино- и театральную «Лениниану». А «принимали» туда, прямо скажем, далеко не всех. Точнее, избранных. И похожесть на Владимира Ульянова вовсе не имела тут большого значения.
Лысый, в жилетке, с бородкой
Хотя первым Лениным в игровом кино стал человек, имевший поразительное с ним сходство. Говорят, Василия Никандрова даже гримировать не надо было. При этом он не имел ни артистического опыта, ни тем более специального образования: работал на металлургическом заводе в Лысьве и к моменту съемок уже вышел на пенсию.
Создать художественный образ вождя на экране до Сергея Эйзенштейна не решался никто. Да и он, затевая немой фильм «Октябрь», поначалу думал нарезать кадров из хроники. Однако для полноценного изображения Ленина их не хватало. И тогда Максим Штраух, входивший в пятерку известных ассистентов режиссера и снимавший с ним фильмы «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь», «Старое и новое», чудесным образом разыскал рабочего Никандрова с характерной лысиной. Тот, к слову, отлично понимал, что похож на вождя, оттого и подыгрывал внешности, нося правильную кепку и бородку. Только играть в кино оказалось сложнее, чем в жизни. Штрауху пришлось приложить немало сил, чтобы зрелище оказалось достойным объектива Эйзенштейна. Максим Максимович читал Василию вслух ленинские работы, комментировал жесты и привычки вождя. Но превратить рабочего в профессионального актера за короткий срок Штраух и Эйзенштейн не смогли. Никандров играл слабо. Роль Ленина вызвала противоречивые мнения. А друг Эйзенштейна и Штрауха Владимир Маяковский и вовсе не принял «Ильича».
Больше экспериментировать с исполнителями ответственной роли никто уже не брался. «Поработать» Лениным с тех пор поручали только крепким актерам, не вызывающим сомнений ни в профессиональном, ни в личном плане. Для них, в свою очередь, это была огромная честь. И возможность получить неслабые дивиденды: кроме высоких государственных наград это могли быть квартиры, дачи, машины, спецпайки и прочее. При условии, что руководство страны одобряло фильм/спектакль и игру «Ленина».
Ильич и Ко
В советские годы Ильичом на экране и в театре успели побывать такие разные Павел Оленев, Борис Смирнов, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Иннокентий Смоктуновский, Родион Нахапетов, Александр Калягин. После распада СССР Ленина играли, кажется, еще более неожиданные для этой роли Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин, Рим Аюпов, Леонид Мозговой, Александр Филиппенко, Евгений Миронов… Рекордсменом «Ленинианы» является Юрий Каюров, сыгравший Ильича на сцене Малого театра и в 18 фильмах.
Но особняком, конечно, — Борис Щукин и Максим Штраух, которые стали первопроходцами. Да в какое время! В 1937-1938 гг.!
К двадцатилетию Октябрьской революции был объявлен конкурс на лучшую пьесу с «участием» Владимира Ульянова-Ленина — крайне смелая по тем временам идея! У Афиногенова, Вишневского и А. Толстого ничего приличного не вышло. Вирта представил во МХАТе «Землю», где об Ильиче рассказывает побывавший в Кремле крестьянин. У Тренева Ленин в «На берегу Невы» молчал как рыба. И только Корнейчук и Погодин справились с задачей: 5 ноября 1937 года состоялась премьера «Правды» в Театре Революции с Лениным-Штраухом, а через неделю на сцене Вахтанговского вышел «Человек с ружьем», где вождя сыграл Щукин.
Даром что на экране первым профессионалом был все-таки Борис Щукин, сыгравший у Михаила Ромма в «Ленине в Октябре» и «Ленине в 1918 году». К сожалению, роль вождя стала для Щукина роковой. Ему приходилось одновременно репетировать в театре, сниматься. И сердце 45-летнего актера не выдержало.
Бред? Розыгрыш?
А вот судьба Максима Штрауха сложилась так, что он играл Ильича с 1937 по 1965 год трижды на сцене и шесть раз в кино. В том числе в четырех картинах Сергея Юткевича. Но в самом начале, когда зашла речь о том, кто будет играть Ленина в пьесе Корнейчука, он даже не думал, что может претендовать на эту роль.
«Это предложение казалось фантастичным, — вспоминал спустя годы Максим Максимович. — Что это — шутка, розыгрыш? …Я даже посмотрел на себя в зеркало… Нисколько не похож!.. Сказать: я — Ленин! Ну-ка, попробуйте, наберитесь храбрости, чтобы иметь право — гражданское, профессиональное, этическое, нравственное, какое хотите, — такое изречь! …Было отчаянно трудно. Казалось, все против меня!..»
В работе Штраух пытался добиться максимального сходства с Лениным. «В каждой фотографии удавалось разгадать и найти… новую ценную деталь: в одной — линию рта, в другой — манеру подстригать усы, в третьей — улыбку и прищуренный глаз, в четвертой — складки на жилете. Меня долго мучило, что у Ленина на фотографиях крепкие, крупные руки… я старался держать все время какой-нибудь предмет, от чего рука казалась крупнее».
Актера считали очень кропотливым, добросовестным. Материалы для ролей Штраух неизменно собирал в папки. Он с успехом перевоплощался и в Вячеслава Молотова, и в доктора Айболита. Но порой и не везло. Фильм 1936 года Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши был запрещен на несколько десятилетий. Потом тихонько показан в год смерти Штрауха, когда он уже покинул этот мир, и снова положен на полку.
Юдифь, Мака и Старик
Профессорские очки, волевой подбородок, серьезный взгляд… Внешность Штрауха была обманчивой. Современники рассказывали о нем как об остроумном, добром и даже ласковом человеке.
Потомок известного московского врача с немецкой фамилией, Максим Максимович дружил с сыном писателя Телешова, в доме которого бывали Федор Шаляпин, Александр Куприн, Максим Горький. Со всеми Штраух был в хороших отношениях, с удовольствием общался. А вот дружба с Сергеем Эйзенштейном началась в раннем детстве и продолжалась до конца дней режиссера, умершего в 50 лет от сердечного приступа.
Маленькими мальчиками они пытались поставить на рижском взморье «Синюю птицу», которую Максим видел в Москве. А после гражданской встретились — в потрепанных шинелях — и решили, что пойдут учиться к Мейерхольду.
…И началась не только совместная работа, но и жизнь в одной коммуналке. У Штрауха было две комнаты: в большой жил режиссер, в маленькой — актер с женой Юдифью Глизер. Прекрасная трагедийная актриса, она играла у Мейерхольда и в Театре Революции, в том числе мамашу Кураж в успешной постановке Штрауха. Эйзенштейн даже называл ее лучшей актрисой из всех ему известных. Супруги Штраух и Глизер ухаживали за другом, как за ребенком. Эйзенштейн называл Штрауха «Мака», Штраух Эйзенштейна — «Старик».
Тайна Кэтрин Кин
Юдифь была единственной официальной женой Максима Штрауха. К сожалению, в 1960-е годы она тяжело заболела, слегла. Ухаживать за ней Штрауху помогала студентка Школы-студии МХАТ Екатерина Градова, уже игравшая в театре Маяковского. После смерти Юдифи Катя переселилась к Максиму Максимовичу. Ему было 68 лет, ей — 22. Но прожить вместе долго и счастливо им было не суждено. Говорят, вскоре Градова увлеклась другим актером. Перешла в Театр Сатиры. А 30 ноября 1971 года выскочила замуж за Андрея Миронова спустя полгода после знакомства. Штраух был потрясен. Как будто даже отговаривал Катю от свадьбы…
Через два года Максима Максимовича не стало. В театральных кругах судачили, что перед смертью он оставил Екатерине записку, о содержании которой могла бы рассказать только она. Но о Максиме Штраухе актриса Градова ни разу нигде не упомянула...