Дэвид Ларибле: Есть шутки, которые вызывали безудержный смех 50 лет назад, но сегодня уже не будут работать. Например, сценка с граммофоном насмешит бабушек и дедушек, а молодёжь – нет. Потому что она связана с определённым временем, периодом жизни, о котором современные подростки не знают.
Точно так же специфический юмор, связанный с какими-то местечковыми, культурными, национальными и профессиональными особенностями, понятен не всем. Например, в Италии будут смеяться до слёз над сценкой с неправильным приготовлением пасты. А в других странах люди не поймут, в чём соль. Есть известный номер Юрия Никулина, где они с напарником пьют водку, их замечает директор и, чтобы не вызвать его гнев, они делают вид, что это вода, – моют руки. Всё это уморительно для россиян, но жители некоторых стран сочтут эту сцену странной.
Однако существует и универсальный юмор, который понятен в любой стране и в любое время. Великий Чарли Чаплин смешон сегодня, как и 60–70 лет назад. Его фильмы вызывают улыбку и в Китае, и в США, и в России, и в Африке. Чтобы их понять, не нужно знать политическую, социальную или экономическую подоплёку.
Когда время шутить над собой?
Ксения Якубовская, «АиФ»: В современном мире появилось много «скользких» тем, которые трогать довольно опасно. Клоуны тоже страдают от политики?
– Мне повезло, в своих выступлениях я не говорю. Мой юмор – очень простой, минималистичный, о каких-то общечеловеческих забавных вещах и привычках. Но мои коллеги – юмористы, комедианты, стендаперы – признаются, что им приходится нелегко. Они вынуждены взвешивать каждое слово, чтобы люди вдруг не истолковали речь неправильно, не усмотрели в ней оскорбление своих чувств и прав.
Конечно, важно уважать других людей. Но нередки и злоупотребления. Например, если в США афроамериканец шутит по поводу белых, все смеются. Но не дай бог подобную шутку в сторону темнокожих отпустить человеку европеоидной расы! Его обвинят в расизме. Те же противоречия между гомо- и гетеросексуалами. Первым почему-то можно смеяться над вторыми, а наоборот – ни в коем случае, уже пахнет гомофобией. Это несправедливо. Ведь, если у нас равные права, это означает, что вы можете шутить надо мной, а я – над вами.
7 января цирковой проект «К.У.К.Л.А.» посетил звезда мировой клоунады Дэвид Ларибле. pic.twitter.com/z8KKOpD5
— Братья Запашные (@Zapashny) 7 января 2013 г.
Есть и другой момент. Некоторые люди так и ищут повода, чтобы обидеться. Создаётся впечатление, что они специально смотрят, слушают и выискивают в монологе юмориста что-нибудь пограничное, чтобы обвинить, заклеймить и подать в суд.
– Лично для вас существуют шутки-табу?
– Я никогда не высмеиваю физиологию. Одно дело – потешаться над поведением, людьми, которые пафосны, заносчивы, слишком серьёзно к себе относятся. А другое – высмеять человека с лишним весом, заболеванием или инвалида. Также мне не нравятся вульгарные и сальные шутки. У меня нет специфической аудитории. Приходят и бабушки, и пятилетние малыши, и молодёжь. Обожаю видеть три поколения в зрительном зале. А ещё я противник дешёвого смеха. Как-то был на выступлении коллеги. Он вызвал на манеж мужчину из зала и сдёрнул с него штаны. После шоу я попросил его больше никогда так не делать. Да, люди посмеялись, увидев человека в нелепой ситуации. Но его семья, жена и дети, увидели, как отца унизили перед тысячами зрителей. Такой юмор всегда оставляет горький привкус.
Где мало улыбок?
– Может ли юмор сделать жизнь лучше?
– Смех делает человека счастливее. Но я не претендую на глобальные мировые изменения. Клоуну надо выступить так, чтобы люди получили удовольствие, посмеялись, забыли о своих невзгодах и проблемах, им стало легче. Хороший клоун помогает людям относиться с юмором и к себе самим. Это важно. Ведь каждый раз, когда в мире появлялся кто-то, кто воспринимал себя чересчур серьёзно, происходили ужасные вещи. Сомневаюсь, что Гитлер, Сталин, Муссолини или Кастро могли от души посмеяться над собой.
– Вы выступаете по всему миру. Где самая весёлая публика?
– Вы не поверите, но это Германия. Обычно немцев воспринимают как холодных, закрытых, не особо смешливых людей. Но они – лучшая аудитория. Спросите любого клоуна, он вам подтвердит. Смеются искренне, от всей души. Наверное, благодаря своему менталитету. Раз потратил деньги на билет, то обязан повеселиться на 100 %.
Есть страны, где люди почти стыдятся показывать свои эмоции. Например, Китай. Когда 25 лет назад я там выступал впервые, был немного обескуражен: во время номера люди просто молчали. Я был расстроен, но, когда присмотрелся к залу, оказалось, что зрители беззвучно смеялись, прикрывая улыбку руками и всячески подавляя звуки. Сейчас они более открыто выражают свои эмоции, что очень приятно.
Бывает, что в двух городах одной страны разные зрители. Так, в Москве публика более дружелюбная, открытая, сразу же включается, открывается. Там сразу тебя любят. А в Санкт-Петербурге публика бросает вызов: покажи, что ты умеешь, удиви меня, поработай, чтобы насмешить. Зато под конец представления любят безоговорочно, страстно.