Примерное время чтения: 11 минут
17554

Как Пугачева «доила» своих мужей. Что рассказывал Градский о Примадонне

С Александром Градским.
С Александром Градским. Из архива Евгения Додолева

Известный журналист Евгений Додолев поделился с aif.ru отрывками интервью с Александром Градским, которые не вошли в книгу, выпущенную в 2019 году к 70-летию Градского. Журналист записывал беседы с мэтром вплоть до весны 2020 года, чтобы выпустить уже новую книгу к его 75-летию. Планы перечеркнула кончина Градского в ноябре 2021 года.

«Пугачева не может петь с 1986 года»

Мария Март, aif.ru: Евгений, вас ведь можно назвать близким другом Градского, поскольку вы общались с мэтром более 30 лет?

Евгений Додолев: Да, мы тесно общались. Отдыхали вместе семьями. Александр Борисович был из тех людей, которые всегда найдут повод для куража. В душе он был реальным подростком. Признавая его авторитет, величая абсолютно искренне Градского гением, я, общаясь с ним, тем не менее всегда ощущал себя старшим (хотя Борисыч сел за школьную парту ещё до моего рождения). Меня всегда завораживала его искренняя мальчишеская сущность. Которая, я думаю, и была краеугольным камнем его обаяния, на которое повелись в своё время и Пахмутова, и Кончаловский. Градский был вечным задорным мальчишкой.

Александр Градский.
Александр Градский. Фото: Из архива Евгения Додолева

 Будь сейчас с нами Александр Борисович, можно не сомневаться, что его спросили бы про Пугачеву. Вы с ним касались в разговоре персоны Аллы Борисовны?

— Для первой книги, «The Голос», что вышла 10 лет назад (2013 г.), он мне рассказывал: «Я считаю их всех дерьмом, но никогда не называю, кого конкретно. Поэтому каждый из них думает, что я это думаю про другого. И это всех устраивает. При этом они же меня считают человеком не их круга. И не говорят обо мне даже тогда, когда я делаю им что-то серьёзное и хорошее... Вот и Пугачеву я на работу принимал в „Веселые ребята“ — распевал её, подыгрывая на пианино в гостинице у Илюши Резника.

Просто мы всегда мыслим мифологично. Русские всегда мифологичны. К сожалению, это нам вредит в жизни... Кто у нас лучший певец или певица всех времен и народов? Вот! И всё! Создали миф. Человек уже лет 15 как не поёт, у него пердячий пар из горла выходит, а он все равно лучший!.. Кто первая певица? — Пугачева. Все! Даже не Камбурова, которая всегда для меня была интереснее... Ну, такой вот у нас смешной нейтралитет: я их не трогаю, они — меня». Всё, конец цитаты!

 То есть в первой книге он дал понять, что думает о Пугачевой, но, скажем так — не в лоб. А дальше?

— Когда работали над второй книгой, которая вышла к 70-летию Градского, Пугачёвой мы не касались. А вот когда готовили третью рукопись к его 75-летию, которую планировали выпустить в 2024 году, зашел разговор конкретно о ней. Сохранилась запись, поэтому приведу отрывок, который Александр Борисович начал со слов «это тебе, может быть, полезная информация, которую ты можешь сам потом использовать». И дальше: «Самая штука заключается потрясающая, знаешь, в чём? В том, что при этом при всем человек не поёт с 1986-го года. На связках у неё узлы. Она не может петь. У неё диапазон — одна октава. Всё. Она не может ничего спеть и записать».

Фото: Из архива Евгения Додолева

«Голос у нее очень противный...»

— Градский объяснил, что случилось с вокальными данными Пугачевой?

— Конечно, я поинтересовался откуда эти узлы. Ответ был лаконичным: «Это шампанское после концерта». Сказал, что к потере вокала привело «неразумное отношение Пугачевой к своему аппарату вокальному».

— То есть причина не в чрезмерных нагрузках?

— Нет, Градский не считал, что причиной потери голоса в данном случае могли быть переработки. Процитирую прямую речь маэстро: «Старик, у меня было примерно 100 концертов в год во Дворце спорта. У неё — 10. Все её съемки, где она в окружении безумного количества людей, где ей все хлопают и все такое — это всё было в пяти или в шести местах. Всё! Эти съемки тиражируются, переписываются, меняются.

У неё не было концертов во Дворце спорта. На первом или на втором концерте у неё наступал пипец голосу.

А так как она к себе относилась с уважением, не так, как Ротару. Она не пела под фанеру...»

— В этих записях одна сенсация за другой. Тему с фонограммой Ротару он как-то развил?

— Сказал, что Ротару с собой на каждый концерт два СТМ 310-х возила (профессиональные магнитофоны — прим. ред.). Если дословно цитировать Градского, то «Ротару всю жизнь под фанеру поёт с 70 какого-то там пятого года».

Фото: Из архива Евгения Додолева

— А чем он объяснил, что раньше в интервью не говорил о Пугачевой?

— Считал что если заявишь, что Пугачёва — г..но, что у неё проблемы с голосом, то ему скажут: «Градский завидует. У него не сложилось такой карьеры, как у нашей любимой Аллы Борисовны, вот он и завидует, падла». Это, опять же, прямая речь моего собеседника.

— Как он оценивал вокальные данные Пугачевой во время ее расцвета?

— Считал, что у Пугачевой получились порядка 10 песен, что-то написано Паулсом, что-то — Дербеневым с Зацепиным: «Посидим поокаем», «Даром преподаватели», «Не отрекаются любя». Ему нравилось, как Пугачева спела в «Иронии судьбы». Но в целом он не очень высоко оценивал голос Примадонны. Ещё одна цитата из Градского: «Голос у неё очень противный — меее... Послушай, как она поет: „По острым иглам яркого огня“... Это бестембровое пение, вообще».

И когда обсуждали его оперу «Мастер и Маргарита», Саша отметил: «Молодая Пугачева, года до 73-го, могла бы ещё спеть Геллу».

Фото: Из архива Евгения Додолева

«Близкие друзья прощали Градскому колкости»

— Если отталкиваться от слов Александра Борисовича, что Пугачева, в отличие от коллег, давала мало концертов, то откуда у нее были средства на роскошную жизнь? Она ведь всегда была, пожалуй, самой состоятельной «звездой» российского шоу-бизнеса.

— Вы удивитесь, как и я в свое время, когда услышал слова Градского про Пугачеву: «Она мало зарабатывает». Говорил, что деньги у популярной певицы в основном от корпоративов. Но и это было лишь несколько раз в год. При этом он признавал, что в 90-е нефтяные компании платили ей за выступление хорошие деньги — по $80 тыс., по $100 тыс.

— И все же «звезду» такого уровня вряд ли могли прокормить одни праздничные корпоративы.

— По утверждению Градского, больше всего выступлений у Пугачевой было, когда рядом с ней был Евгений Болдин (третий муж — прим. ред.).

Снова приведу его прямую речь: «Женя делал какие-то концерты, корпоративы. У неё, когда был Болдин, всё было — и то, и другое, и третье, и пятое. Но он стал ей изменять. Её это обидело. И она начала искать себе средства к существованию. Поэтому нашла сначала себе Володю Кузьмина. Он оказался козлом.

Потом она нашла этого патлатого рокера (Челобанов — прим. ред.). Потом она, значит, выкопала Филю. Причём это было при мне. Сначала сделала его, потом заставила работать, потом стала его доить. А он опять пошел вразнос...

Затем она выкопала Максима [Галкина]*, который умный, которому она помогла. В общем, хороший бизнес-союз. Максим её обеспечивает. Она живёт как нормальная женщина — за счёт своего мужика».

— Александр Борисович говорил о коллегах в хлестких выражениях. Это был его фирменный стиль. Как они к этому относились — обижались, наверное?

 У Саши была такая манера — всех судить без пощады; он и с себя (как с музыканта) спрашивал по всей строгости.

Да, обидные ярлыки развешивал легко (вспомнить хотя бы его новояз: «совок» и «журналюга») и ничьих чувств не щадил. Вёл себя по-мальчишески. Однако ему прощали колкости (во всяком случае, близкие друзья), понимая, что злости в этом нет, только лихая ирония и фирменное его ёрничество.

* Физическое лицо, признанное в России иностранным агентом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах