Как почтили память автора «Баллады о солдате»?
В столице стало одним кинематографическим адресом больше — на Кутузовском проспекте, д. 41 появилась мемориальная доска кинодраматургу, автору сценария фильмов, вошедших в золотой фонд советского кинематографа — «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни» — Валентину Ежову. Инициатором установления доски выступили Председатель Творческого совета Российского военно-исторического общества Андрей Кончаловский и вдова Валентина Ежова Наталья Готовцева.
— Если, проходя мимо этого дома, люди остановятся, посмотрят, еще раз пересмотрят хотя бы эти два фильма, эти люди точно станут лучше. А если они посмотрят и другие фильмы прекрасного мастера, то мир станет лучше, — сказал на церемонии открытия мемориальной доски Помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.
Мотивы «Белого солнца пустыни» и «Баллады о солдате» использовали в художественной композиции создатели доски — автор эскиза, член-корреспондент РАХ, профессор Александр Джикия и скульптор Денис Стритович. На первом плане в левой части доски размещен барельефный портрет Ежова, справа — идущий по дороге солдат с винтовкой на плече и вещмешком. Солдат, взятый с документальной фотографии времен Великой Отечественной войны, напоминает образ Алёши из «Баллады о солдате», а само расположение идущей по линии фигуры отсылает к титрам «Белого солнца пустыни».
— Поколение Валентина Ежова — это первое поколение, которое начало делать кинематограф после войны. Это люди, которые пришли с фронта, они знали, что такое портянки, землянки, смерть. Они это все испытали, и этот опыт выразился в замечательных картинах, которые делал, в том числе и Ежов. Я с ним работал как младший товарищ и партнер и должен сказать, что Валентин Ежов был человек очень талантливый. Я у него многому научился. Отдельную благодарность хочется высказать Российскому военно-историческому обществу, благодаря которому сохраняется память не только о Ежове. Мы живем в такое время, когда память становится бесконечно коротка и даже целенаправленно уничтожается, — отметил режиссёр Андрей Кончаловский.