Спустя 40 лет участники группы ABBA выпустили новый альбом «Voyage», состоящий из 10 новых песен. В мае 2022 года в Лондоне, где возводится специальная арена, стартует шоу «ABBA VOYAGE» с участием омоложенных голографических аватаров шведской четверки. По просьбе АиФ.ru музыкальные эксперты оценили новый альбом квартета.
Владимир Полупанов («АиФ»):
— В моей юности мы, поклонники музыки, делились на два противоборствующих лагеря: одним нравился шведский коллектив ABBA, другим — группа Boney M, созданная немцем Фрэнком Фарианом, которому, кстати, в этом году исполнилось 80 лет. Я примыкал ко второму лагерю, так как не был поклонником ABBA, которая всегда казалась слишком слащавой. Мне больше нравилась более темпераментная группа Boney M. В музыке ABBA лично мне не хватало драйва и буйства музыкальных красок, которыми славился Фариан, какими бы проектами он ни занимался. Хотя я прекрасно осознаю значение и вклад шведского квартета в мировую поп-культуру.
В красивых мелодиях, написанных Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом, я улавливал скандинавскую холодность. Новый альбом «Voyage», выпущенный шведами спустя 40 лет, скорее попытка доказать, что ветераны ещё что-то могут. Это по-прежнему крепко сделанная качественная поп-музыка Made in Sweden, но в ней столько усталости, что есть ощущение вымученности и надуманности, как будто этот альбом они сочиняли из-под палки за очень большие деньги. В альбоме, на мой взгляд, нет ни одной песни с прилипчивым мотивом, который застревал бы в голове после первого же прослушивания. Качественно, но очень скучно.
Борис Барабанов («КоммерсантЪ»):
— Я посмотрел, что пишут об альбоме разные зарубежные СМИ. Одно из них употребило такую формулировку: «Для музыки ABBA всегда было характерно иррациональное совершенство». Это совпадает с тем, что думаю я об этой группе. Это действительно некая идеальная поп-музыка. Но при этом в ней есть какой-то «сдвиг», особенно в лучших танцевальных песнях: «S. O. S», «Money, Money, Money» и т. д. Там есть внутренняя драма и надлом, которые этим улыбчивым и легкомысленным людям не должны быть свойственны, ведь они живут в благополучной стране, у них всё в порядке. Но они действительно рассказывали сложные истории, даже в таких песнях, как «Happy New Year», которую мы включаем и поём под Новый год. Если внимательно прочитать текст, можно понять, что это очень грустная история, посвященная расставанию двух участников группы.
В новом альбоме этого «иррационального совершенства» нет. «Little Things» — идеальная рождественская песня, но при этом в ней нет этого чуда, которое ты находишь, если окунаешься в каталог лучших песен группы. Вообще, мне этот альбом ABBA напомнил почему-то группу Roxette. Может, потому что Roxette как продолжатели этого дела и представители этого шведского музыкального чуда взяли у АBBA мелодию, некое совершенство, но вот этой иррациональности достичь не смогли.
Я делаю вывод, что альбом «Voyage» — это скорее сборник каких-то вещей, которые не были в свое время реализованы, где-то лежали в архивах. Но в итоге были собраны, чтобы создать информационный повод, который даст возможность прокатывать шоу, которое со следующего года будет идти в Лондоне. Думаю, всё дело в этом. А рассматривать это как новое высказывание, заявление и как единый набор произведений, цельную концепцию, я не могу. Это не так.
Артемий Троицкий:
— Новый альбом ABBA — это как соревнования спортсменов-ветеранов: лица знакомые, почерк узнаваемый, но темп и драйв совсем не те. В любом случае рад, что старые друзья помирились и интересно проводят время. Всем бы пенсионерам так!
Композитор и продюсер Максим Фадеев:
— ABBA была одной из самых моих любимых групп. У них была такая мощная популярность, от их музыки была почти наркотическая зависимость. Я по-прежнему считаю эту группу одной из самых значимых, а Бенни Андерсона и Бьорна Ульвеуса — выдающимися мелодистами. Сам я вырос на этих гармониях и мелодиях.
Я послушал новый альбом, и у меня странным образом не возникло ностальгии. Да, всё здорово сделано. Но это то же самое, как если бы очень взрослые спортсмены, закончившие карьеру, решили бы повторить свои рекорды. Это выглядит так же неуверенно.
С точки зрения мелодий и гармоний альбом безупречен. Но мне показалось, что он больше придуманный, чем рождённый вдохновением. Нет легкости, которая была в песнях группы раньше. Да, это всё объяснимо. Я и сам не тороплюсь делать свой сольный альбом, потому что понимаю, что к этому нужно подходить с большой осторожностью и вниманием. Можно сильно разочаровать тех, кто тебя любит, а можно и обрадовать. Сейчас я тоже не смогу делать те трюки, которые творил 30 лет назад. Альбом ABBA мне показался слабым еще и из-за неуверенности в вокальном мастерстве. Но при этом продолжаю считать, что АBBА — одна из самых влиятельных и недосягаемых групп. Её величие не обсуждается.
Отар Кушанашвили:
— Конечно, я расчувствовался: это же АBBА, чтоб вас! А АBBА в любом изводе — пышно, на старинный салтык выражаясь, без сомнений грандиозная поп-музыка, преображающая пространство. Я самый восторженный пожилой юноша на нашей бездушной планете, не считая, натурально, самих пацанов из ABBА, Стиви Уандера, Рамазотти и Рода Стюарта. Я даже у Шевчука лучшей пьесой почитаю «Чай».
Я вам говорю: притворно простецкие песни участников ABBA не тем важны, что ее участники продемонстрировали пиетет перед Чайковским, а тем, что, увлажняя глаза таким старикам, как я, восстанавливают баланс душевной экологии в мире, где никакой экологии в принципе нет, а Канье Уэст считается главным музыкантом в мире.
Участники ABBA вернулись и напомнили всем, как должна звучать песня, утверждающая, что все мы ждём от жизни счастья, будь оно неладно.
Сергей Соседов, журналист НТВ:
- Я слышал лишь несколько песен из нового альбома ABBA (у меня сейчас мало времени, я всё время на съёмках). Не думаю, что это стало большим событием в мире музыки, поскольку сумасшедший успех группы был 40 лет назад. Такой альбом они могли бы записать и раньше. Приятно, что узнается музыкальная стилистика легендарной группы - Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус сохранили свой фирменный саунд: восхищают тонкие, изысканные оркестровки (полагаю, что для записи был приглашён оркестр). Послушайте, как там звучат разные инструменты, в каком идеальном звуковом балансе они находятся.
Конечно, новые композиции нужно слушать много раз, чтобы расслышать в них потенциальные хиты. На первый взгляд, таких убойных хитов, как прежде, среди этих композиций нет. Голоса певиц звучат уже не так звонко и харизматично, как раньше, но Агнета и Анни-Фрид, думаю, к этому и не стремятся. Что-то принципиально новое музыканты показать уже не смогут, да этого от них никто и не ждёт, поскольку тогда это будет уже не ABBA. Повторить успех старых хитов тоже невозможно, поскольку ушло время, и давно изменилась музыкальная мода. Им оставалось показать только хороший, качественный, добротный материал в прежней музыкальной эстетике, что они и сделали. Этот альбом - милый, приятный повод поклонникам этой группы, к которым я причисляю и себя, поностальгировать, вспомнить юность и молодость и поверить в то, что и мы в очень зрелые годы ещё сможем кого-нибудь и чем-нибудь порадовать.