Танцевать Ольга Хохлова мечтала с самого детства — посетив одно из балетных представлений в Париже, дочь полковника из украинского города Нежина заявила, что обязательно станет балериной. В это мало кто верил, тем более что особых данных и таланта у Ольги не было. Тем не менее ей удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву. Примой Хохлова так и не стала, заняв место в кордебалете, однако именно во время парижских гастролей «Русского балета» в 1917 году произошло знакомство Хохловой с испанским художником, которому суждено было статье её первым и единственным мужем.
В Париже труппа Дягилева репетировала балет «Парад», музыку к которому написал Эрик Сати, либретто — Жан Кокто, а Пабло Пикассо впервые попробовал свои силы в качестве сценографа и художника по костюмам, нарядив танцовщиков в «кубические» костюмы, сделанные из картона. Балет, поставленный в конце изнурительной Первой мировой войны, произвёл в Париже эффект разорвавшейся бомбы — критики писали разгромные статьи, обвиняя труппу в том, что они деморализуют и без того изнурённых войной людей. Досталось и Пикассо, которого называли не иначе, как «геометрическим мазилой». На фоне всё более разгоравшегося скандала — разозлённый высказыванием одного из журналистов Сати чуть было не попал за решётку, отправив ответное оскорбительное письмо, — и завязался роман Хохловой и Пикассо. Покинув негостеприимный Париж, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а художник и балерина, понимавшая, что карьера окончена, а в охваченную революцией Россию дочери полковника царской армии лучше не возвращаться, буквально сбежали на родину Пикассо, в Барселону. Несмотря на недолгий на тот момент срок отношений, художник познакомил балерину со своей мамой — будущая свекровь не одобряла выбор сына, и, чтобы задобрить мать, Пикассо подарил ей портрет своей возлюбленной в национальном испанском платье.
Биограф Пикассо Анри Жидель полагает, что Ольге удалось повлиять и на художественную манеру Пикассо: «Она практически не была знакома ни с его прежними работами, ни с артистическим авангардом. Кубизм Пабло привёл её в ужас! Он пишет её только в классическом стиле, это единственный стиль, который ей нравится. Таков «Портрет Ольги в кресле», выполненный в манере Энгра. Он просит Ольгу причесать волосы на прямой пробор, чтобы подчеркнуть правильность черт её лица».
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова сыграли свадьбу в июне 1918 в православном соборе в Париже, пригласив и Дягилева, и Кокто, и Аполлинера. Художник на тот момент был так влюблён и уверен, что жить они будут долго, счастливо и умрут в один день, что даже заключил брачный контракт, согласно которому в случае развода Ольга получала половину его имущества. Именно это послужило причиной того, что супруги прожили в браке 40 лет — до самой смерти Хохловой, хотя фактически жили вместе всего 17.
Первые годы после свадьбы были по-настоящему безоблачными: двухэтажная квартира в Париже, которую Ольга обставила по собственному вкусу, машина с водителем, светские мероприятия и прогулки с собачкой — в семье Пикассо-Хохловой царила идиллия. Хорошо воспитанная Ольга в обществе известных людей, которые окружали её на тот момент уже признанного гения-мужа, чувствовала себя, как рыба в воде. Пикассо же, писавший в то время в любимом женой неоклассическом стиле, превратился в прилежного салонного художника — и эта роль со временем начала его тяготить.
Новый виток пока ещё счастливых семейных отношений начался с появлением ребёнка — в 1921 году 30-летняя Хохлова родила Пикассо первенца, сына Пауло, и художник принялся рисовать портреты ребёнка и жены с удвоенной силой.
1927 год стал началом конца отношений Пикассо и Хохловой: уставший от беспочвенной ревности жены художник, словно решив оправдать её подозрения, завёл роман с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. А на смену утончённым портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушедший в сюрреализм, изображал Ольгу то старухой, то лошадью. Она же, несмотря на то, что муж и не пытался скрывать факт измены, долгое время упорно делала вид, что ничего не происходит — не подала виду, даже когда Пикассо поселил Вальтер в съёмной квартире прямо напротив их с Хохловой апартаментов. Много лет выжидавшая своего часа Мари-Терез в результате взяла ситуацию в свои руки и в 1935 году явилась к Ольге с ребёнком на руках. Далее делать вид, что ничего не происходит, было невозможно, и Ольга, собрав вещи и забрав сына, уехала на юг Франции и подала на развод. Согласно брачному договору, легкомысленно заключённому 17 лет назад, половина внушительного состояния Пикассо — в том числе и картин — должна была отойти бывшей жене. Допустить этого художник не мог, а потому брак Пикассо с Хохловой оставался в силе до самой смерти женщины в 1955 году.
В жизни Пикассо одна муза приходила на смену другой. После Мари-Терез художник заводил романы с Дорой Маар, Франсуазой Жило, Жаклин Рок. Что до Ольги Хохловой, то остаток жизни она провела в одиночестве, страдая от душевной болезни, вызванной, по мнению многих биографов, разрывом с Пикассо, единственной любовью всей её жизни.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.