В кино Рязанова всегда играла «женщин из народа»: Антонина в легендарной картине «Москва слезам не верит», Катя в военной ленте «Фронт в тылу врага», Нина в драме «Инспектор ГАИ» и др. Народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР Раиса Рязанова стала почетным гостем проводимого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив I фестиваля детского кино «Хрустальный ИсточникЪ» . Главной темой кинофорума был назван патриотизм, поэтому aif.ru обсудил актуальную повестку дня с легендой советского кинематографа.
«В Харьков нас, русских, не пустили»
Ольга Шаблинская, aif.ru: — Пока существовал СССР, актриса Рязанова часто проводила творческие встречи на Украине, и всегда вас встречали там с распростертыми объятиями. А вы почувствовали тот момент, когда там началась русофобия? Ведь некоторые ваши украинские коллеги, например Ада Роговцева, открыто поддерживают ВСУ и также открыто кроют Россию.
Раиса Рязанова: — По моим ощущениям, все изменилось лет десять назад. У нас был гастрольный тур по украинским городам, в число которых входил и Харьков. Так вот, в Харьков нас, русских актеров, просто не пустили. Ничего не объясняя. Но я и подумать тогда не могла, что это еще «цветочки» по сравнению с тем, что начнется там потом.
А Ада... Я с ней снималась когда-то. И так скажу: кто ее сделал известной артисткой Адой Роговцевой? Россия! Это здесь она снималась в «Укрощении огня», в «Вечном зове». Это были крупные киноработы, главные роли в которых российские режиссеры поручали украинским актерам. И не перечислить, сколько она сыграла у нас.
— Раиса Ивановна, вы, конечно, слышали интервью латвийских артистов Ивара Калныньша и Лаймы Вайкуле, где они грубо отзываются об СССР как о «совковой стране». Тот же Калныньш теперь говорит о том, что хочет «забыть советское прошлое, как страшный сон»...
— Что бы Калныньш делал, если бы не российское кино?! Если бы он снимался только на своей Рижской киностудии?! Скорее всего, ничего бы не делал! А Вайкуле.... Да ты должна быть благодарна этой стране — СССР — что стала известной певицей Лаймой Вайкуле. А у себя в Латвии ты была портовой девкой! Я видела фотографию из ее кабаре, где стоит целый ряд девочек с голыми задницами. И одна их них — Лайма Вайкуле. Вот и вся разница между тем, кем она была, и тем, кем в результате стала благодаря Союзу. Но этого она говорить не хочет и не будет. Зато про свое «несчастное» советское прошлое Вайкуле такого наговорила, что уже роман можно написать!
Сейчас они там в Латвии уже такой национализм и нацизм развели, что страшно становится.
Вайкуле гордится, что ее дядя-эсэсовец был чуть ли не правой рукой Гитлера. «Ну и что, — пожимает она плечами. — Он просто был по другую сторону баррикад. Что тут такого?» Сейчас они там в Латвии уже такой национализм и нацизм развели, что страшно становится. Сиди и помалкивай! Не тебе размышлять, какая у кого была сторона, если речь идет про фашистов.
«Вылил всю свою злость»
— С началом СВО некоторые артисты уехали за границу. Многие из них теперь чуть ли не соревнование по русофобии устроили. Как вы прокомментируете поведение комика Максима Галкина*, который с началом СВО уехал в Израиль и теперь дает концерты, где «шутит» про то, что в Донбассе наступит перемирие, если туда приедет «Киркоров в колготках». Народ недоумевает: ему там что, мозг поменяли? Неужели о таком можно шутить?
— Ну, это же несложно проверить — просто надо упечь его в больницу и проверить его голову. То, что он говорит, с одной стороны, не от хорошей жизни. Он уже не знает, чем завлечь на свои концерты. С другой стороны, в этих его «шутках» проявилась и вылилась вся злость, которую он копил, копил, копил. Ну, вы же понимаете — вот есть Киркоров и Галкин. У кого популярности было всегда больше? Галкин уже не знает, что еще придумать. Он ведь привык к аншлагам на родине. И даже Пугачева не может ему помочь эти аншлаги вернуть.
— Но если у комика такая ненависть к России, почему, по-вашему, Максим Галкин пытался через суд добиться снятия статуса иноагента?
— Галкин сам себе поднакакал и не знает теперь, как оттуда выбраться. Думаю, он жалеет о том, что сделал. Как и Пугачева жалеет.
Я думаю, что все они — Земфира*, Слепаков* и другие, кто добивается сейчас снятия статуса иноагента, — не подумали в свое время глубоко и далеко. А когда столкнулись с реальностью за границей, стали думать, как теперь вернуться и чем это объяснить. Они растерялись от того, что все пошло не так, как они предполагали. И сейчас продолжают на своих концертах совсем уж агрессивно выступать против России — от отчаяния что-либо изменить в своей собственной жизни. А изменить уже ничего нельзя — потому что все, что ты сказал, — ты сказал. И все это услышали.
— Кстати, какие у вас были чувства, когда вы узнали про высказывание певицы Аллы Пугачевой о том, что россияне «были холопами, стали рабами»?
— Это пусть она подумает о том, как, с какими чувствами она будет жить после таких слов о своих зрителях. Я, кстати, думаю, если бы она в России объявила концерт, то был бы лом людей — осталось еще немало тех, кто помнит ее по песням 1980-х. Хотя на самом деле прославилась Пугачева своей разухабистостью, манерой свободной, которая в Советском Союзе была редкостью и не поощрялась. И больше ничем.
«Неёлова себе такого не позволяет!»
— Ну, с комиков — того же Слепакова и Галкина — спрос небольшой. Но ведь и серьезные артисты порой такое несут, что страшно становится. Одни интервью Чулпан Хаматовой, которые она раздает, сидя в Латвии, чего стоят. Она-то ради чего все это делает?
— Зачем она говорила гадости про Россию, это надо у нее спросить. Чем-то надо, видимо, ей оправдывать свою трусость, свою глупость. Как-то надо себя оправдывать в глазах своих же коллег, в глазах народа, который ее любил, ценил и ходил на ее спектакли.
В качестве противоположного примера приведу Марину Неёлову, которая замужем за российским дипломатом. Они, к слову, с Хаматовой в одном театре служили — в «Современнике». Так вот, Неёлова на каждый спектакль из-за границы приезжает — здесь ее родина, а там, на Западе, ее муж. Тут ситуация совсем другая. И Марина ничего плохого про свой театр и свою родину не говорит. Она держит и свою марку, и марку России.
Назаров испугался того, что он наделал. Но духу не хватает признать свои ошибки.
— Превзошел многих актер Дмитрий Назаров*, который после начала СВО уехал во Францию и, объединившись с другими иноагентами и «оппозиционерами», обитающими за границей, устроил сходку в Париже, итогом которой стало создание некоего клуба на «замену российскому МИДу». Также Назаров с женой раздают русофобские интервью, где говорят, что «в России нельзя улыбнуться, иначе тебе в морду дадут».
— С Назаровым произошло то же самое, что со всеми, кто объявлен сегодня иноагентом. Испугался того, что он наделал. Но духу не хватает признать свои ошибки. Еще там, думаю, и жена чего-то подлюлюкала, подлила масла в огонь.
— Интересно ваше мнение о поведении актера Артура Смольянинова**, который раньше играл в кино в патриотических ролях, а сейчас в интервью говорит, что готов воевать на стороне ВСУ и стрелять в русских солдат...
— Он уехал туда, прятаться на той стороне, с кем мы воюем. Ну как такое может быть? И вот он болтает, что готов воевать на стороне ВСУ. Ну, воюй иди. Но он же не идет, он же не воюет. Одни разговоры. Вот и всё! Боится за свою шкуру.
*Физическое лицо, исполняющее функции иностранного агента
**Внесен в реестр экстремистов и террористов