aif.ru counter
8003

Художник Василий Нестеренко: письмо недругам России существует в реальности

Все материалы сюжета Антитеррористическая операция России в Сирии

«Через сцену, напоминающую написанных Репиным «Запорожцев», я попытался передать боевой дух современного российского воинства».

Народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко в Центральном манеже Москвы.
Народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко в Центральном манеже Москвы. © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Командировка в Сирийскую Арабскую Республику так вдохновила народного художника России Василия Нестеренко, что из написанных им полотен сложилась выставка «Сирийская земля».

Совершенно секретно

Сергей Грачёв, «АиФ»: - Василий Игоревич, центральная картина вашей выставки «Письмо недругам России» вызвала бурную реакцию в соцсетях. Многие обвиняют вас в плагиате: мол, это же калька шедевра Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Василий Нестеренко: - Говорить о плагиате можно было бы в том случае, если бы я один в один скопировал позы, мимику, типажи картины Репина. У меня совершенно другая композиция, и в этом легко убедиться, сравнив полотна. 

С другой стороны, я не отрицаю идейную связь своей работы с работой великого русского художника, да и не только с ней. В советское время художник Юрий Непринцев написал картину «Отдых после боя», за которую получил Сталинскую премию и которая своими мизансценами также напоминает полотно Репина. То есть проходят столетия, а тема остаётся актуальной. И это меня поражает. Так что я совершенно сознательно через сцену, напоминающую написанных Репиным «Запорожцев», попытался передать боевой дух современного российского воинства.

Все персонажи картины «Письмо недругам России» списаны с реальных людей. Единственный момент: по соображениям некой секретности нельзя было переносить на полотно лица бойцов со стопроцентной точностью.
Все персонажи картины «Письмо недругам России» списаны с реальных людей. Единственный момент: по соображениям некой секретности нельзя было переносить на полотно лица бойцов со стопроцентной точностью. Фото: репродукция

Новая эпоха требует нового языка. Вот я и попробовал новым языком живописи рассказать о том духе, о тех традициях, которые свойственны нашей армии, но только на ином историческом этапе.

- Репин писал своё полотно 10 лет. Сколько времени у вас заняла работа над картиной «Письмо недругам России» и как долго длилась ваша творческая командировка в Сирию?

- На эту работу у меня ушло чуть меньше года, но это ровным счётом ни о чём не говорит. Время сжимается, и современные художники не могут позволить себе трудиться над одной картиной десятилетиями. Васнецов, например, расписывал Владимирский собор в Киеве также 10 лет. В наше время аналогичный храм на Афоне был расписан за год.

Длительность творческой командировки - вещь также не особо значимая. Можно просидеть в той же Сирии год и при этом ничего не увидеть, ничего не услышать. А можно за короткое время увидеть и услышать всё. Важно держать глаза и уши открытыми, что бывает непросто. Художник живёт впечатлениями, из которых именно первые являются самыми яркими. То, что я увидел в Сирии, если говорить просто, - это сирийские варианты нашего Сталинграда времён Великой Отечественной. Люди бывалые говорят, что у них эти разрушенные города вызывают ассоциации с другими странами Ближнего Востока, кто-то сравнивает их с Грозным во время чеченской войны. То есть в истории, увы, всё повторяется. 

С другой стороны, повторяется не только плохое, но и хорошее. И наша армия - это по-прежнему сплочённая, дружная семья. И её боевой дух ничем не отличается от боевого духа армии времён запорожцев или войны с фашистами.

- Фигуры бойцов, которые представлены на ваших картинах, списаны с реальных людей или вы делали какие-то собирательные образы?

- Безусловно, все герои моих работ списаны с реальных людей, которых я встретил в Сирии. Единственный момент: по соображениям некой секретности я не мог переносить на полотна лица бойцов со стопроцентной точностью. 

Осаждённые врагами

- При общении с этими людьми что вас поразило и задело как художника, как человека?

- Меня поразило, что все бойцы, включая самых молодых, имеют за плечами солидный боевой опыт. Практически все прошли не одну горячую точку. Для меня это почему-то было удивительно. Казалось бы, совсем мальчишки, а у них такой боевой опыт, такой запас прочности! 

Приятно поразило то, как смогли эти мальчишки сохранить лучшие традиции русской армии. Я же сам проходил срочную службу в 80-е годы и видел там много негативного. Уже не говорю про 90-е, когда казалось, что вся мощь, все победы нашей армии остались далеко в прошлом. Ничего подобного!

- А вы поняли для себя, что заставляет этих людей вновь и вновь отправляться в горячие точки, рисковать собственной жизнью?

- Любовь к Родине, и это не пустые или громкие слова на публику. Это чувствуется, пусть и не всегда проговаривается. 

Конечно, это ещё и их работа, призвание, то, что они умеют делать. Но эти факторы вторичны. А первична в их мотивации именно любовь к своей стране. И я пытался в своих картинах передать в том числе и это. 

- Возвращаясь к главной картине вашей выставки: если пофантазировать, то письмо, которое пишут наши бойцы в Сирии, по своему посылу, содержанию сильно отличается от письма запорожцев?

- Эти два письма в первую очередь роднит то, что оба они реальны. Письмо запорожцев было написано как ответ на ультиматум турецкого султана, выставленного запорожцам. Оно хранится в одном из музеев Днепропетровска. Письмо, вокруг которого разворачивается сцена моей картины, также существует в реальности. И называется оно именно «Письмо недругам России». Я его видел, читал. Понятно, что, может быть, ещё не пришло время его обнародовать, но оно существует. 

Есть люди, которые в том же Интернете говорят: «А что это бойцы от руки письма пишут? Что, у них ни мобильных телефонов, ни Интернета нет?» Ну это тоже глупость какая-то. Письмо - это же образ в данном случае. Но наиболее сильно действует именно тот художественный образ, который основывается на реальных фактах, событиях. А послание недругам находится в первую очередь в душах людей. 

А наличие недругов, кстати, тоже очень характерно для русского человека. Проходят века, тысячелетия, а мы, к сожалению, по-прежнему окружены силами, которые необходимо сдерживать.

- Что бы вы хотели донести своей выставкой до рядового её посетителя?

- То, что войны при всём своём многообразии во многом похожи. Неважно, кто прав, кто виноват, - важны последствия. Цветущие страны превращаются в груды развалин, становятся выжженной землёй. Это очень страшно. А ещё мне важно было через живописные средства, через образы показать, насколько Сирия напоминает наш Крым, а точнее,  даже конкретно Севастополь. Я это говорю со знанием дела. Сходство поразительное!

- А в чём смысл этого сходства?

- В том, что подобное могло бы случиться и у нас. Но вся эта злоба, агрессия была остановлена на дальних подступах к России. Об этом нужно не забывать и это нужно ценить. И, если мне удастся через свои работы донести это до людей, я буду рад.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое «барическая пила»?
  2. Как защитить мобильный телефон от мошенников?
  3. Что известно о Федоре Юрчихине, которого исключили из отряда космонавтов?


Самое интересное в регионах