Народная артистка СССР, королева романса Нани Брегвадзе родилась 21 июля 1936 года в Тбилиси. В 1960-х годах она стала одной из немногочисленных исполнительниц, возвративших публике русский и цыганский романсы.
Музицировать Нани любила с детства. Уже в 6 лет исполняла под гитару старинные русские песни и романсы «Калитка», «Не уезжай ты, мой голубчик», «Караван».
Триумф «недожанра»
В 1963 году она окончила Тбилисскую государственную консерваторию им. В. Сараджишвили по классу фортепиано. Специального вокального образования у Нани нет. Но, ещё будучи студенткой, Брегвадзе начала петь в Тбилисском государственном эстрадном оркестре «Рэро».
Если вокальное образование отсутствовало, то талант имелся, и бесспорный. Это оценили и слушатели — концерты в 1964 г. в знаменитой парижской «Олимпии» с Московским мюзик-холлом прошли с аншлагами, — и профессионалы: Брегвадзе пригласили в ВИА «Орэра», где она пела 15 лет. За эти годы ансамбль объехал с гастролями более 80 стран. В 1966 году в ВИА «Орэра» пришёл Вахтанг Кикабидзе. К счастью, две яркие звезды смогли ужиться в одном коллективе и даже стали близкими друзьями.
«В Советском Союзе романс считался немного недожанром, — рассказывала в одном из своих интервью Брегвадзе. — Но я подтянула наверх этот стиль исполнения, корни которого в испанской культуре».
Мать певицы Ольга Микеладзе, происходившая из знатного княжеского рода, сыграла в жизни Нани огромную роль. В частности, романсы Нани петь начала именно благодаря матери. Нани рассказывала: «Моя мама мне однажды сказала: „Жанр куда-то исчезает. В Грузии ведь всегда пели романсы. Там столько страсти, темперамента, огня! А это наша грузинская натура“».
«Я пела эстрадные песни на разных языках, пробовала самые разные жанры поначалу, — рассказывала королева романса. — Но публика сама подсказала, что мне петь. Своей реакцией. Больше всего я люблю русские романсы. Я люблю наполненный изнутри стиль исполнения. И вкладываю в песню свою душу. А вот внешних эффектов избегаю. Плакать нельзя на сцене, какая бы ни была грустная тема в романсе. А вот дрожь по телу — да, бывает во время исполнения. Я вообще считаю, что реакция тела самая честная. Моя тётя говорила: „Если мурашки у меня не появятся, то это нехорошая песня“».
Многие думают, что если я пою грустные песни — а романсы в основном грустные, — то я и в жизни понурая. Это не так. В жизни я веселая, люблю хохотать».
С 1980 года Нани поёт сольно, она записала грампластинки «Романс, романс», «Концерт в Нью-Йорке», диск с композициями на стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной.
«Верите, сейчас я совершенно иначе чувствую музыку, слова, — признается звезда. — Те записи, которые я делала раньше... Мне теперь стыдно за них. Романсы я не переписываю, мне лень. Но некоторые всё же хочу перезаписать. Сейчас, конечно, голос у меня не такой чистый, как в молодости. Но зато появилась какая-то содержательность, как бы нескромно это ни прозвучало».
Любовь по приказу
Личную жизнь Брегвадзе трудно назвать счастливой. Властная мать заставила её выйти замуж за инженера-строителя Мераба Мамаладзе, хотя Нани видела в нем не более чем друга и мучилась в браке. Когда у них родилась дочь Эка, Нани Георгиевна с головой погрузилась в материнство, возможно, компенсируя таким образом нехватку женского счастья.
Чем популярнее становилась в СССР Нани, тем хуже было дома. Мамаладзе изводил её подозрениями, ревностью, скандалами. «Много я слёз пролила», — говорила она. После запрета приводить в дом друзей Нани ушла от мужа. Официально, правда, развод оформлять не стала. Брегвадзе, став самостоятельной, продолжила активно развивать музыкальную карьеру, а вот у Мераба жизнь пошла под откос.
Он попал в тюрьму. По словам Нани, когда Мераб вышел, он был уже совсем другим человеком. Ей было очень жалко мужа, хотелось поддержать его. К тому же дочь Эка умоляла Нани вернуться к её отцу. Полтора года дома были тишь и счастье. А потом снова началась тирания. Тогда уже королева романса ушла от мужа окончательно и оформила развод: «Нельзя жить с человеком, который тебя убивает как личность».
«После того как я рассталась с мужем, в моей жизни случилась безумная страсть, — признавалась в одном из интервью певица. — Не могу не сказать об этом, я же живой человек. Но имени этого мужчины я никогда не назову. Почему закончились эти отношения? Опять сыграла роль моя мама, мой избранник ей не нравился. И мы расстались. Вообще-то, неприлично женщине говорить, что она одна. Но в моем случае это так. Сейчас моя жизнь — это только мое творчество, моя дочь и мои внуки. Эка стала известной певицей. Дочери я даю такое раздолье! Именно потому, что у меня не было свободы и мне её очень не хватало, я эту свободу дала ей. Эка очень рано стала самостоятельной. После того как моей мамы не стало, она выступает организатором моих концертов».