В широкий прокат выходит фильм «Молодой человек» с Павлом Табаковым в главной роли. По сюжету герой, пытаясь погасить ипотеку, прикидывается подростком — ради конкурса с крупным призовым фондом. Режиссером и сценаристом картины выступил Александр Фомин, который до этого создал нашумевший фантастический сериал «Карамора» вместе с Данилой Козловским.
Причем путь самого Фомина в киноиндустрию иначе как киношной историей не назовешь. Он работал учителем в московской школе, копил на обучение во ВГИК и мечтал о кино. Все изменилось по чистой случайности.
АиФ.ru рассказывает историю молодого режиссера.
Работал в школе, копил на мечту
Популярная шутка гласит: если не получается идти к своей мечте, то нужно к ней ползти или хотя бы лежать в ее направлении. Александр Фомин — пример того, как важно не сдаваться и хотя бы «лежать» в сторону заветного желания.
«Я всегда мечтал быть режиссером, хотя родители настояли, чтобы первое образование я получил “нормальное”. Им казалось, что филолог — это нормальная профессия» — шутит режиссер.
После окончания МГУ с красным дипломом Фомин работал учителем в московской школе. Историков не хватало, поэтому вместо английского он вел этот предмет. С детьми было интересно, педагог даже открыл школьный киноклуб. Однако мечта не отпускала: он хотел снимать свое кино и копил на обучение в профильном вузе.
«У меня был долгосрочный план. Я хотел поработать пару лет, откладывая деньги на второе высшее образование во ВГИК. С моей зарплатой всего за какие-то десять лет я бы достиг своей цели», — смеется режиссер.
Шалость удалась
Но все случилось гораздо быстрее. Неожиданно на героя вышел Антон Зайцев (продюсер сериалов ТНТ и СТС). Оказалось, внимание акулы индустрии привлекли смешные видео про филологов, которые Александр когда-то давно разместил в паблике «Филологическая дева».
«Я уже работал в школе второй год, и тут вдруг осенью — звонок: “Добрый день, это Антон Зайцев, продюсер “Реальных пацанов”, можем встретиться?” Он каким-то чудом увидел мой интернет-сериал, который я снимал вместе с друзьями в студенческие годы (вдохновляясь “Наркоманом Павликом” и „Стервочками“), и предложил поработать в авторской группе сериала “Филфак”», — рассказывает автор.
Сериалы учил писать американец
Сейчас кинокомпания, в которой начинал Фомин, организует платные курсы сценаристов. Ведь многие хотят учиться в команде, выпускающей популярные проекты. Но когда начинал Фомин, обучение шло прямо в процессе создания сериала. Для этого пригласили консультанта из США.
«Мы писали серии, и параллельно Антон разбирал наше творчество и делился опытом. Помимо него, нам из США выписали консультанта. Это была распространенная практика в кинокомпаниях. В штатах ситкомы существуют с 50-х годов, так что у американских сценаристов большой опыт в этой области. Нашего консультанта звали Майкл Глок, и я с ним очень подружился. Он оказался обычный такой дядька: выпивали на выходных, болтали за жизнь — если бы не английский язык, его вообще было бы не отличить от русского. Он по типажу был похож на дальнобойщика из фильма “Брат 2”, который Данилу Багрова подвозил до Чикаго», — рассказывает автор.
«Молодой человек» — история о «неповзрослении»
С тех пор Фомин ушел в кинопроизводство: писал сценарии для сериалов СТС и ТНТ, получил диплом режиссера, стал штатным коллегой Данилы Козловского и Ильи Найшуллера. Однако все эти годы параллельно основной работе он писал сценарии фильмов, которые мог бы снять сам. Но мир кино отказывался принимать Фомина как режиссера.
«Я всю жизнь мечтал снять свой фильм и, казалось бы, прикладывал для этого все силы. Бабушка воспитывала: если хорошо учишься и трудишься, то ты в жизни никогда не пропадешь. Это оказалось не совсем так», — считает режиссер.
Поэтому «Молодой человек» — это не только авантюрная комедия про аферу с возрастом, но также личная история о кризисе 30 лет и драме отложенного взросления. В этом фильме режиссер рассказал про себя — отличника, которому в реальном мире «пятерки» не помогают.
«К началу 2019 года я был в депрессии: 30 лет, а еще ничего не сделано для истории. А у кого-то из ровесников уже второй фильм выходит, третий», — вспоминает Александр.
Сценарий «Молодого человека» должен был стать последней попыткой Фомина утвердиться в качестве режиссера. «Решил: если этот сценарий удастся реализовать, значит, бабушка была права: если трудиться и не сдаваться, то все получится. А если не удастся, то все — спиваюсь», — шутит автор.
Кстати, вдохновляющими словами бабушки говорит мама главного героя: «верный путь дает плоды не сразу».
«Никому больше не показывай!»
Во время подготовки сериала «Карамора» Фомин-сценарист подружился с Ильей Найшуллером (режиссер фильмов «Хардкор» и «Никто»). Илья из проекта выбыл, но дружба осталась.
«Он очень обаятельный и открытый человек. К тому же мы сошлись на почве любви к рок-музыке и компьютерным играм. Оба думали о том, что было бы неплохо еще раз поработать вместе. Поэтому когда я написал сценарий “Молодого человека”, то сперва показал его Илье», — говорит Фомин.
Сюжет комедии автор задумал еще в бытность школьным учителем. «Я очень молодо выглядел, все путали с учеником. Я тогда подумал: было бы смешно под видом подростка ездить на олимпиады для детей и в легкую их обыгрывать. Но еще смешнее было бы, если бы я им проиграл», — делится режиссер.
Неожиданно история о «фейковом» подростке заинтересовала Найшуллера. «Я хотел с ним посоветоваться, узнать его мнение. А он сказал: “Никому больше не показывай — будем снимать!” Это было так неожиданно и приятно, потому что обычно продюсеры очень долго мурыжат автора с правками и замечаниями. А тут раз, и все, давай снимать. Чудо — бабушка была права», — говорит Фомин.
Деньги дал Фонд кино
Другим счастливым билетом стала победа сценария в конкурсе Фонда кино. Благодаря этому команда получила деньги на съемку фильма.
«Для меня это было очень волнительно: в зале сидели такие именитые люди из мира кино, а у нас всего 5 минут, чтобы рассказать обо всем и “продать” им фильм»,— говорит Фомин.
Чтобы попасть на защиту проекта, сначала нужно пройти сценарный отбор. Затем — представить убедительную презентацию. Команда отрабатывала выступление с секундомером, а Найшуллер, снимавший за границей фильм «Никто», записал мотивационное видео для презентации.
«Думаю, мы смогли победить не столько потому, что у нас какая-то гениальная история, сколько из-за опыта Кати Кононенко (продюсер). Она все знала четко: когда снимаем, сколько смен, на что уйдет бюджет, кто будет играть, какая будет команда, кто будет прокатчик, как строить рекламную кампанию. Это все чем-то походило на защиту диплома в универе. И мы все четко рассказали, как настоящие “ботаны”»,— шутит Фомин.
Павел Табаков: из 30 в 16
Главную роль в картине исполнил Павел Табаков. По сюжету ему предстояло превратиться из отчаявшегося банковского клерка в отчаянного подростка. Убедить и героев сценария, и реальных зрителей.
«Несмотря на то, что “Молодой человек” — это легкая приключенческая комедия, главная роль очень сложная. Нужен был очень классный драматический актер, которому мы можем сочувствовать и которому будем верить. Иначе ничего не сработает. К тому же были и вполне конкретные внешние критерии — актер должен правдоподобно выглядеть и на 17 лет, и на 30. Паша Табаков по всем параметрам подходил идеально. И внешне, и по типажу, и по своему актерскому таланту».
Кстати, в кино также снялись известные актеры Данила Козловский и Елена Ксенофонтова, а также видеоблогер Данила Поперечный.
Сейчас Александр Фомин продолжает работать с Данилой Козловским над несколькими проектами. Название и идея будущих картин пока не разглашаются. Однако уже сейчас можно оценить работу режиссера — фильм «Молодой человек» выходит в прокат 9 июня.