Русского царя и российского императора Петра Первого советский кинематограф почти не баловал. В 1930-е вышла двухчастная картина Владимира Петрова — но в этом случае надо было благодарить «красного графа» Алексея Толстого, который в начале того десятилетия написал свой исторический роман об этом деятеле русского государства. Но при этом кино СССР обладало определенной магической силой — и созданный актером Николаем Симоновым образ самодержца стал чуть ли не каноном, хотя в каком-то смысле повторял дореволюционную традицию. Непременный кафтан Преображенского полка, треуголка — и маленькие усики, которые резко контрастировали с высоким ростом.
Именно таким Петра Великого изображали и позже — например, Владлен Давыдов в фильме «Табачный капитан» 1972 года, Александр Лазарев-старший в «Дмитрии Кантемире» 1973-го и в «Демидовых» 1983-го или Алексей Петренко в «Сказе о том, как царь Петр арапа женил» 1976-го. Но это всегда был зрелый Петр — мужчина в возрасте, многое переживший и многое повидавший, а иногда вообще накануне смерти — как в «Балладе о Беринге и его друзьях», где этого персонажа играл Роман Ткачук.
И когда легендарный советский режиссер Сергей Герасимов решил все-таки снять фильм по романам Алексея Толстого, он столкнулся с неожиданной проблемой — нельзя было сильно уходить от устоявшегося образа, но при этом нужно было сильно омолодить этого героя. Ведь действие задуманной им дилогии происходило в конце XVII века, когда Петру было лишь слегка за двадцать — совсем малец по современным меркам. Герасимов эту задачу решил, а помог ему актер Дмитрий Золотухин.
Не тех Золотухиных Дмитрий
Дмитрий Золотухин родился 7 августа 1958 года в Москве и к выросшему на Алтае знаменитому актеру с Таганки Валерию Золотухину никакого отношения не имел — однофамильцы, не более. Но эти Золотухины были семьей артистичной — отец будущего актера много лет прослужил в МХАТе, снимался в кино, правда, чаще в характерных ролях профессоров и военачальников; мать — тоже актриса Художественного театра Виктория Завгородняя. И нет ничего удивительного, что их сын в итоге поступил в Школу-студию МХАТ. Правда, до этого он хотел учиться в Институте Азии и Африки.
Трудный выбор Петра
У Герасимова, в принципе, был отработанный метод подбора актеров — он обычно выбирал кого-то из своих учеников. В «Молодой гвардии» он вообще снял свой первый послевоенный курс ВГИКа чуть ли не в полном составе. Но в данном случае такой простой подход не сработал — актеров с подходящей фактурой просто не было. На молодого Золотухина, который лишь в 1979-м закончил вуз, внимание Герасимова обратил второй режиссер картины Игорь Мусатов — и первое знакомство прошло хорошо. Впрочем, окончательное решение Герасимов принял не сразу — после фотопроб Золотухин еще с полгода походил в кандидатах и лишь потом был утвержден на роль.
Новичок с премиями
Для Золотухина это был первый опыт работы в кино, но он с честью выполнил поставленные перед ним задачи и Герасимова не подвел. Тогда снималось сразу два фильма — «Юность Петра» и «В начале славных дел». Партнерами новичка были знаменитые актеры — мать Петра играла Тамара Макарова, Меншикова — Николай Ерёменко-младший, а в других ролях были заняты Наталья Бондарчук, Олег Стриженов, Михаил Ножкин, Александр Белявский... А еще иностранцы — фильмы снимались в сотрудничестве с кинематографистами из ГДР. Но результат того стоил — после премьеры читатели «Советского экрана» сделали дилогию одним из лидеров 1981 года, зрительский успех тоже был — «Юность Петра» посмотрело 23,5 млн человек. Ну а Дмитрий Золотухин тогда был признан лучшим актером года — по его собственным воспоминаниям, ему стали приходить тысячи писем от поклонниц со всего СССР.
Еще раз побыть Петром
В одном из интервью Золотухин признавался, что после «Юности Петра» ему было жаль расставаться с этим образом — и поэтому он согласился вернуться к роли Петра Первого в телефильме «Россия молодая», премьера которого состоялась буквально через год после выхода дилогии Герасимова. Петр там, конечно, персонаж уже не главный — картина снята по одноименному роману Юрия Германа, а действие разворачивается вокруг Архангельска и освоения морских просторов Севера. Царь появляется лишь в пяти сериях из девяти. И это совсем другой Петр, не тот, которого Золотухин играл до этого, — в «России молодой» его образ ближе к тому, который создал Николай Симонов еще в 1930-е. Но Золотухин все же получил возможность «договорить» своего Петра — в новом фильме. И получил за эту роль Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Что было после Петра
После такого ударного триплета Золотухин словно потерял интерес к актерской игре. Он снялся еще в нескольких кинофильмах — но крупная роль была лишь в сказке «Василий Буслаев». В 1987-м он окончил еще и режиссерский факультет ВГИКа; он учился в мастерской Макаровой и Герасимова, которого безмерно уважал и ценил. К сожалению, Герасимов скончался в 1985 году, так и не увидев работы своего ученика, — хотя он и снял лишь две полнометражные работы, одной из которых была «Зона Любэ» 1994 года. И все.
После 1987 года Золотухин в кино снимался лишь пару раз и в небольших ролях — появился в «Экипаже» Николая Лебедева и в военной драме «Несокрушимый». Занимается продюсированием и цифровым телевидением. Ходили слухи о съемках документального фильма об исполнителях роли Петра Первого, который без участия Дмитрия Золотухина, очевидно, будет неполным.