Примерное время чтения: 10 минут
1888

«Бриолин», Рэмбо и «Боинг». 4 удачи и один провал Джона Траволты

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
«Криминальное чтиво». Танец в исполнении героев Джона Траволты и Умы Турман.
«Криминальное чтиво». Танец в исполнении героев Джона Траволты и Умы Турман. Кадр из фильма

Справиться с порушенной карьерой способен не всякий актер — тяжело вернуть былую славу, если выпал из обоймы и тебя воспринимают исключительно как героя давно минувших дней, а твои фильмы стали преданиями старины далекой. Причем вроде всё против твоего возвращения — даже «Симпсоны» уже рисуют серию о том, как закатилась твоя звезда, а продюсеры стыдливо отводят глаза, говоря о новых проектах. И ты сам знаешь, что пару раз сильно промахнулся, отказавшись от роли — или просто не пройдя пробы благодаря заработанной когда-то репутации.

У Джона Траволты была примерно такая ситуация. Да, он был звездой, но, по меркам кинобизнеса, в прошлой эпохе. И он действительно отказался от участия в очень крутом фильме, который мог снова вернуть его в обойму звезд. Но роль, на которую он согласился больше от отчаяния, помогла ему снова заявить о себе. И он снова заблистал на экране, как ни в чем не бывало.

«Бриолин», 1978

Джон Траволта родился 18 февраля 1954 года и был младшим ребенком в большой итало-ирландской семье, что жила в пригороде Нью-Йорка. Особых перспектив в жизни у него и его братьев и сестер не было, но помогла настойчивость матери — та в молодости была актрисой и певицей (правда, далеко не первого ряда), а потом вела в школе театральный кружок, через который прошли все её дети. Они потом все начали актерско-певческую карьеру, но особо сумел выделиться младший Джон, которого уроки драмы впечатлили настолько, что он в какой-то момент бросил школу, стал актером второго плана в гастрольной версии мюзикла «Бриолин» и даже недолго поиграл на Бродвее. Впрочем, вскоре он отправился через всю страну в Лос-Анджелес, чтобы, подобно многим новичкам, подрабатывать в кафе и магазине, он даже был носильщиком в аэропорту — ради того, чтобы иногда получать небольшие роли в проходных сериалах.

Путь к успеху занял пять лет. Сначала Траволта получил роль в «Кэрри» Брайана Де Пальмы (он играл одного из школьников, которые издевались над главной героиней), потом зажигательно танцевал в «Лихорадке субботнего вечера» под модное диско от группы Bee Gees (на съемках, правда, использовалась музыка Стиви Уандера). Ну а в 1978-м грянул тот самый «Бриолин» — музыкальная история про американских старшеклассников 1950-х, в которой Траволте досталась уже главная роль. Конечно, предполагаемой звездой был не он — эта роль отводилась австралийской певице Оливии Ньютон-Джон. Но итог поразил всех — мало кому известный Траволта не потерялся рядом со знаменитостью, а наутро и сам проснулся звездой.

Джон Траволта: Кадр из фильма «Кэрри»

«Остаться в живых», 1983

Долгое время его числили актером, который способен только на танцы — ну и на песни, тем более что Траволта и сам это реноме поддерживал. Записывал и выпускал альбомы, которые иногда попадали в американские чарты, танцевал, снимался в музыкальных проектах. Иногда они были странными — как фильм 1983 года, название которому дала одна из песен Bee Gees (Staying Alive). Вот только режиссером этой картины был Сильвестр Сталлоне — тот уже успел прославиться как Джон Рэмбо и Рокки Бальбоа и решил попробовать свои силы в новом жанре. В принципе, «Остаться в живых» был коммерчески успешным — только критики разнесли его в пух и прах. Но эта история имела и ещё более странное продолжение. В то время Джеймс Кэмерон писал для Сталлоне сценарий сиквела «Рэмбо» (причем одновременно со сценариями «Терминатора» и «Чужих»), и после «Остаться в живых» Сталлоне даже склонялся к тому, чтобы взять на главную роль в этот фильм именно Траволту. Но в самый последний момент он передумал, Траволта получил отставку, а у Сталлоне появились две персональные франшизы, которые он тянул до самого последнего времени.

«Криминальное чтиво», 1994

К началу 1990-х казалось, что время Траволты прошло — он уже был мало интересен зрителям как главный герой танцевальных фильмов, а с другими жанрами у него не складывалось, причем в том числе и по его вине тоже. Например, он отказался от главной роли в «Лучшем стрелке» Тони Скотта; справедливости ради — там и Том Круз не был первым кандидатом, популярных молодых актеров тогда хватало. Впрочем, со стороны казалось, что у Траволты и без «Топ Гана» всё хорошо. Роли он играл исключительно главные, был популярен, известен, в 1985-м даже танцевал с принцессой Дианой на приеме в Белом доме... вот только новые альбомы как-то не записывались, а если и записывались, то проваливались. Да и музыкальные фильмы уже выходили из моды — новый «Бриолин» никому не был нужен. Быстрее всего на угасающую карьеру Траволты отреагировал мультсериал «Симпсоны» — 2 октября 1994 года вышла серия, посвященная этому трагическому событию. А через 12 дней, 14 октября, в прокат вышел фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво».

В этот проект Траволта попал случайно. Сам он рассказывал, что рассчитывал на некий артхаус, подобный предыдущему фильму режиссера («Бешеные псы»). Да и роль писалась не под него, а под Майкла Мэдсона — но тот оказался занят, и тогда позвали «именитого неудачника». Вот только Винсент Вега вдохнул в карьеру Траволты столько жизни, что её хватило на долгие годы. И хотя он жалел, что не получил роль ещё и в «Форресте Гампе», но это, пожалуй, было лукавство. В следующие несколько лет Траволте и отдыхать было некогда — «Достать коротышку», «Майкл», «Сломанная стрела», «Без лица», «Тонкая красная линия»... Но потом он вспомнил о религии, которую исповедовал уже четверть века.

«Поле битвы: Земля», 2000

В 1975-м начинающий актер Траволта прочитал книгу Рона Хаббарда и стал заядлым саентологом — впрочем, в Голливуде тогда это было распространенное поветрие. И, пожалуй, никого не удивило желание актера на пике славы взяться за экранизацию книги своего духовного лидера о нашествии на Землю злобных пришельцев. Траволта был одним из главных продюсеров фильма, исполнил роль главного злодея-инопланетянина (не побоявшись скрывающего лицо грима), да и вообще продвигал проект изо всех сил. Вот только всё оказалось зря — «Поле битвы» провалилось в прокате с диким треском (сборы $21 млн при бюджете в $73 млн), фильм был номинирован на 11 призов «Золотой малины» и получил восемь из них.

«Лак для волос», 2007

Немногие встают после такого удара, и, пожалуй, Траволта не был исключением. Смену жанра с танцев на боевики он ещё пережил, но провал экранизации Хаббарда — уже нет. Впрочем, в его последующей фильмографии случился триллер «Пароль «Рыба-меч», а потом — своеобразное возвращение к самому началу карьеры, мюзикл «Лак для волос», в котором Траволта играл очень необычную роль — матери главной героини. Эту роль часто вспоминают как пример того, что этот актер умеет смеяться над собой.

Джон Траволта.
Джон Траволта. Кадр из фильма «Лак для волос» (2007)

С тех пор утекло много воды. Фильмография Траволты пополняется регулярно, но ни нового «Бриолина», ни очередного «Криминального чтива» в ней так и не случилось. У него в жизни были трагедии и хуже каких-то там неудачных ролей — в 2009-м погиб его старший сын, а в 2020-м умерла его супруга, актриса Келли Престон, с которой они были вместе на протяжении 30 лет. Траволту регулярно обвиняют и в сексуальных преступлениях — но ни одно из обвинений не дошло до суда. Сейчас актеру 70, и в его жизни было многое, чего не было у других людей. В конце концов, немногие могут похвастаться наличием лицензии коммерческого пилота, а также наличием собственного самолета «Боинг 707» — правда, сейчас этот самолет из шестидесятых уже занял своё место в музее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах