6589

Безумие общего режима: Джек Николсон и его первый «Оскар»

Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год / United Artists

Впервые в больнице для душевнобольных штата Орегон Джек Николсон оказался, когда уже получил первую известность. Он сыграл роль второго плана в «Беспечном ездоке» Денниса Хоппера, фильм неожиданно «выстрелил», и Джека Николсона начали узнавать. Актёру удавалось блеснуть и прежде, например, в фильмах «Магазинчик ужасов» и «Ворон», но коммерческого успеха эти картины не снискали.

Успех «Беспечного ездока» позволил Николсону самому выбирать роли, и вдохновлённый удачей Джек отказался от предложения сыграть Майкла Корлеоне в «Крёстном отце». Николсон искал нестандартные характерные роли, стремился сам создавать персонажа, его манеры и стиль, в то время как гангстерская сага показалась ему простой поверхностной историей. Вместо съёмок у Копполы с Марлоном Брандо и Джеймсом Кааном Николсон оказался в психиатрической клинике Орегона — здесь Милош Форман снимал «Пролетая над гнездом кукушки» по мотивам книги Кена Кизи.

Киноавантюра

Съёмки «Пролетая над гнездом кукушки» сами по себе были авантюрой. Роли второго плана режиссёр отдал дебютантам, прежде игравшим лишь в театре — именно после «Пролетая над гнездом кукушки» Денни де Вито решил переключиться на кинематограф. Долго не удавалось утвердить актрису на главную женскую роль. Продюсеры звали Эллен Бёрстин и Джеральдину Пейдж, но обе, прочитав сценарий, отказались сниматься.

В итоге Милош Форман выбрал 40-летнюю Луизу Флетчер. В то время она могла похвастаться лишь несколькими телевизионными проектами, но Милош Форман был впечатлён её небольшой ролью в картине Роберта Олтмена «Воры как мы».

Сам Форман к тому моменту лишь несколько лет прожил в США, куда переехал из Чехословакии. Перед тем как возглавить съёмки «Пролетая над гнездом кукушки» в Америке, он успел снять только «Отрыв» и получить за него Гран-при Каннского кинофестиваля. Местными студиями Форман воспринимался подающим надежды кинематографистом, чьи лучшие работы ещё впереди.

Съёмки не были простыми и для самого Джека Николсона. Роль Рендала Макмёрфи ему отдали сразу же, заплатив гонорар в миллион долларов, хотя бюджет проекта оставался на уровне независимого кино. Всего за год до съёмок — в 1974 году — репортёры предали огласке тайны семьи Николсон.

С детства актёр воспитывался бабушкой и дедушкой и был уверен, что они и есть его настоящие родители. В то время как свою мать Джун он считал старшей сестрой. Кто был отцом, доподлинно не известно до сих пор — перед рождением Джека его мать исчезла, никого не предупредив. Джун Николсон скончалась от рака в 1963-м, его бабушка — Этель — в 1970-м.

Кадр из фильма Пролетая над гнездом кукушки, 1975 год
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год. Фото: United Artists

Остаться собой среди безумцев

Съёмочный процесс с подачи Милоша Формана превратился в настоящее безумие. «Я не всегда понимал, где актёры, а где — настоящие больные», — признавался затем Николсон. Практически все сцены фильма снимались в стенах психиатрической клиники, и врачи решили, что участие пациентов в массовке положительно скажется на терапии.

Николсон прибыл на съёмки последним. Все занятые в картине актёры уже две недели фактически жили в палатах клиники. Главврач Дин Брукс объяснял съёмочной группе нюансы того или иного психиатрического заболевания и помогал вжиться в роль. От Николсона же требовалось изобразить нормального человека с характером бунтаря, готового в любой момент бросить вызов устоявшимся правилам.

Актёры и съёмочная группа фактически жили в стенах лечебницы. Они спали на тех же койках и питались в той же столовой, что и пациенты. В довершение ко всему Форман настаивал на том, чтобы актёры чаще импровизировали. Иногда он даже оставлял камеру включённой, пока актёры общались, играли и просто убивали скуку. Вставив некоторые сцены из «подсмотренного» таким образом материала, Форман придал аутентичности своей картине.

Николсон бродил по палатам, разглядывал пациентов, актёров, съёмочную группу и привыкал к атмосфере. Другие актёры должны были играть душевнобольных или хотя бы сотрудников лечебницы, постоянно находящихся в такой атмосфере. Персонаж Николсона же был психически здоровым человеком. На фоне постоянных импровизаций ему предстояло придумать своего собственного Рендала Макмёрфи, прожить его жизнью два с половиной месяца и остаться нормальным в окружении безумцев.

Джек Николсон. Пролетая над гнездом кукушки, 1975 год
Джек Николсон. «Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год. Фото: United Artists

Рэндал Макмёрфи и Милдред Рэтчед

По сюжету фильма, мелкого преступника Макмёрфи переводят в психиатрическую клинику для освидетельствования. Он не относится к происходящему вокруг серьёзно и даже подтрунивает над пациентами больницы. Его поведение откровенно раздражает медсестру Рэтчед, и та пытается восстановить привычный распорядок учреждения, прибегая к репрессивным мерам.

Фактически противостояние Макмёрфи и Рэтчед стало главной сюжетной линией картины. Пациенты клиники, всегда держащиеся вместе, с интересом наблюдали за авантюрными выходками Макмёрфи и раз за разом становились жертвами новых ограничений администрации клиники. Именно они являются в некотором роде судьями главным героям.

И Макмёрфи, и Рэтчед изначально задумывались противоречивыми персонажи со сложной внутренней мотивацией. Их простые и, кажется, совершенно понятные мотивы влекут за собой непредсказуемые последствия, которые затрагивают в том числе окружающих. Провокационные выходки харизматичного Макмёрфи скрашивают монотонный быт пациентов, а стремление Рэтчед упорядочить лечение лишь усугубляет внутренние проблемы её подопечных.

Таким образом, «Пролетая над гнездом кукушки» был гимном индивидуальности, иллюстрирующим не только права, но и ответственность здорового свободного человека. И всё это Джеку Николсону и Луизе Флетчер нужно было сымпровизировать.

Кадр из фильма Пролетая над гнездом кукушки, 1975 год
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год. Фото: United Artists

И обоим это удалось. Их герои в мгновение ока стали культовыми. Уделяющая распорядку дня больше внимания, чем переживаниям пациентов, медсестра Рэтчед была воплощением зла. Дерзкий и смелый Рэндал Макмёрфи — символом свободы, чистых устремлений и тяги к нескучному времяпрепровождению.

Критики на все лады хвалили игру обоих актёров. Николсон раскрылся в полной мере, но на протяжении всего фильма оставался скромен и не пытался затмить собственным артистизмом других актёров. Флетчер филигранно выдержала необходимый для ощущения реализма баланс — её Рэтчед была опасным и вероломным человеком, но не гротескным безумцем из фильмов 60–70-х годов. Критики называли медсестру Рэтчед самым опасным из приближенных к реальности экранных персонажей.

В итоге Николсону, Флетчер, Форману, горстке дебютантов и пациентам психиатрической клиники удалось создать шедевр. «Пролетая над гнездом кукушки» — единственный фильм в истории, которому удалось победить в пяти самых престижных номинациях «Золотого глобуса»: за мужскую и женскую роль, за режиссуру и адаптированный сценарий, а также в номинации «Лучший фильм». Картина также получила главные «Оскары», в том числе персональные награды для Николсона и Флетчер. При бюджете в четыре с небольшим миллиона долларов сборы картины превысили сотню миллионов.

Милош Форман после этого проекта снял нашумевший мюзикл «Волосы», в середине 80-х блеснул ярким байопиком «Амадей», а в 1996-м получил «Золотой глобус» за другой биографический фильм — «Народ против Ларри Флинта». Луиза Флетчер в том же 96-м получила «Эмми» как лучшая приглашённая актриса в драматическом сериале.

В карьере Джека Николсона фильм «Пролетая над гнездом кукушки» сыграл ключевую роль. После успеха этой картины он стал звездой первой величины, в «Последнем магнате» подрался с Робертом де Ниро, сыграл с Марлоном Брандо в вестерне «Излучины Миссури» и даже дебютировал как режиссёр комедией «Направляясь на юг».

В 1980-м он сыграл Джека Торренса в картине Стэнли Кубрика «Сияние», а девятью годами позже сыграл Джокера в «Бэтмене» Тима Бёртона. Последними крупными проектами актёра на данный момент являются гангстерская драма Мартина Скорсезе «Отступники» и жизнеутверждающая трагикомедия Роба Райнера «Пока не сыграл в ящик».

Джек Николсон. 2009 год
Джек Николсон. 2009 год. Фото: www.globallookpress.com

Все роли Николсона объединяет его уникальный шарм — со временем хитреца из его взгляда никуда не исчезла. Считается, что он один из немногих современных актёров, напрочь игнорирующих систему Станиславского, но на самом деле это не так. Николсон часто признавался, что ему необходимо притвориться другим человеком, почувствовать его, а затем — просто вести себя естественно перед камерой. «У меня по-прежнему получается дурить их», — повторяет в интервью Николсон.

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество