Режиссёр и актёр Роман Полански родился в Париже, вырос в Польше, а карьеру кинематографиста сделал в США. Фильмы Полански считают шедеврами во всём мире, а их автора называют одним из самых одиозных персонажей современного кинематографа. В день рождения режиссёра АиФ.ru вспомнил его самые известные картины, ставшие по-настоящему культовыми.
«Ребёнок Розмари», 1968
Второй фильм из «квартирной трилогии» Полански принёс ему всемирную известность, он занимает 9 место в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства.
Картину режиссёр снимал по мотивам романа писателя Айры Левина. Молодая пара переезжает на новую квартиру, их соседями оказываются немолодые супруги. Обе семьи быстро находят общий язык и начинают тесно общаться. Однако Розмари начинает замечать за соседями некоторые странности, вроде категорической нелюбви к католической церкви. На деле оказывается, что милые соседи — служители тёмного культа, а Розмари им нужна, чтобы выносить ребёнка Дьявола. После оргии, на которой Розмари овладевает существо из иного мира, она беременеет и окончательно попадает под власть сатанистов. Кроме того, Розмари с ужасом чувствует, что ребёнок, которого она носит, — не человек, а монстр.
«Китайский квартал», 1974
Кино, которое Полански снял в жанре нео-нуар («чёрный фильм»), в Англии неоднократно признавали «лучшим фильмом всех времён и народов». Главную роль в картине сыграл Джек Николсон, герой которого — частный детектив, который следит за мужем богатой клиентки. След приводит его в китайский квартал — в атмосферу порока и преступлений. Герой Николсона пытается противостоять нависшему над ним року, но все его попытки оказываются тщетными: муж его клиентки погибает, а сама она никогда не разделит любовных чувств детектива.
«Тэсс», 1979
В этой мелодраме свою первую главную роль сыграла актриса Настасья Кински, которой на тот момент было всего 17 лет. Кстати, несмотря на юный возраст девушки, её связывали с режиссёром далеко не дружеские отношения, что критики и припомнили Полански, когда выносили вердикт его фильму. По сюжету, юная крестьянка Тэсс становится жертвой страсти богатого аристократа, который вынуждает её к сожительству, пользуясь своим могуществом.
«Смерть и девушка», 1994
В этой драме Полански затронул крайне болезненную и личную для него тему жертв фашизма. Главная героиня, которую сыграла Сигурни Уивер, в прошлом была заключённой фашистского концлагеря. Один из нацистов издевался над ней, не показывая своего лица. Но жертва запомнила его запах и голос. Через много лет, будучи замужней дамой, бывшая узница неожиданно встречает человека, в котором интуитивно узнаёт своего мучителя. И решается на изощрённую месть.
«Пианист», 2002
Роман Полански родился в 1933 году и в раннем детстве сам пережил все ужасы фашистской оккупации во Франции: родителей отправили в концлагерь, а его самого прятали сердобольные соседи, спасшие ребёнка с риском для собственной жизни. В 2002 году Полански вернулся к теме фашизма в картине «Пианист». Главный герой — польский пианист Владек — во время войны вынужден скрываться от нацистов.