«В советниках президента по культуре у нас попса...»
Максим Дунаевский, автор музыки к фильмам «ДАртаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Карнавал», «Граница. Таёжный роман», говорит, что у современных композиторов горькая доля. Хотя самому Дунаевскому жаловаться не на что - в Москве идут одновременно шесть мюзиклов композитора - «Мата Хари: любовь и шпионаж», «Аленький цветочек», «Летучий корабль», «Алые паруса» и др.
Обливаясь слезами...
Меня часто спрашивают: почему не слышим ваших песен в новых кинофильмах? А потому, что российское кино сегодня в полной засаде, если не сказать грубее. Наша доля горькая. Сегодня в цене исполнительство, которое малосведущие люди часто называют творчеством. Говорят: «творчество актёра», «творчество певца». Но это же исполнительство! У композитора, писателя, драматурга, хореографа, художника - это творчество. Режиссёр, несомненно, тоже творец зримых образов. Творчество было во все времена основой, базой всего искусства, культуры и идеологии и оттого в почёте при всех режимах. Не понимать этого - значит не понимать ничего в формировании культуры и эстетики. Похоже, у нас этого категорически не осознают на государственном уровне, отодвигая творцов на второй план. Культура не может существовать на одних, пусть и очень талантливых, Спиваковых, Гергиевых и Мацуевых. Невозможно всю жизнь ехать на уважаемой классике. Надо отражать и сегодняшний день!
Когорта выдающихся наших композиторов проживает на Западе. Нас здесь осталась маленькая, далеко не могучая кучка - все очень немолодые люди, предоставленные самим себе (Союз композиторов - одно название!) и находящиеся в постоянной борьбе с диктатом исполнителей и госучреждений культуры. Гладков, Рыбников, Журбин, Овчинников, Дашкевич, Артемьев, я - нас как будто не существует для Министерства культуры. Да и вообще, есть ли оно, это министерство, - большой вопрос.
Досье | |
---|---|
Максим Дунаевский родился в 1945 г. в Москве. Народный артист РФ. Автор музыки к более чем 30 фильмам («Д’Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль…»). 8 лет работал в Голливуде. Отец - композитор Исаак Дунаевский. |
Только что вернулся из Америки. Серьёзная современная музыка там на очень высоком счету, государство помогает, у всех музыкальных театров есть попечительские советы. А посмотрите, кто в России сегодня находится в Совете по культуре. На одном совете блистательно выступил лишь один Сокуров, который с болью говорил о нашей культуре. Единственный из немногих выдающихся творцов, которые попали в совет. Все остальные - исполнители и ещё попса. Это меня потрясает! В советниках президента находится попса... Так почему вы удивляетесь тому, что происходит с нашим искусством?! 90-е годы убили всё... А поколение, которое сегодня руководит культурой, в основном воспитано 90-ми годами, т. е., увы, пустотой. Поэтому у нас в первых людях и ходят Стас Михайлов и Елена Ваенга! Потому что лучшего-то мы не знаем, как говорил Жванецкий. Если мы лучше ботинка не видели, то и кирзачи - о-го-го какие ботинки! Попса сама себе вырыла яму полным отсутствием содержания песен, поэтому людям захотелось хоть что-то сердечное послушать. И вот это сердечно-ресторанное, обливаясь слезами и рванув на себе потную рубашку, выходит на сцену...
Говорят: «Исаак Дунаевский был придворным композитором». Нет, мой отец таковым не был. Просто его любили люди, и он невольно стал певцом своей эпохи. А Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Шебалин, Свиридов - эти имена были настоящей гордостью страны и блистали на весь мир! Сейчас принято критиковать советские времена, но тогда-то истинная культура была в почёте!
Мужчина - волк...
На моём счету 7 браков. Но только в последней семье я понял, как нужно строить отношения. Нельзя сказать, что знаю рецепт, но это проверено собственной жизнью. Мне кажется, что мужчина должен быть старше женщины, и значительно. Почему? Первое: да, мужчина полигамен, всё время смотрит «в лес», как волк, и приручить его очень трудно. Но чем старше он становится, тем больше придаёт значение семье, дому и меньше смотрит «в лес». Второе: зрелый мужчина уже согласился с тем, что идеала на свете нет, - надо видеть в той женщине, которая рядом, самое лучшее и пытаться закрыть глаза на недостатки, которые есть у всех. Я думаю, что мужчина где-то к 40 годам начинает приобретать какую-то мудрость. Оптимальная разница между мужем и женой, думаю, минимум 10 лет. У нас с супругой - 28! У меня одни бабы в семье! Критикуют!.. Особенно дети - они достаточно вольно со мной обращаются. Папа для них не какой-то известный композитор. С папой можно и повыкобениваться, и покапризничать, и прикрикнуть - особенно если непонятливый папа не столь быстро, как они, обращается с компьютером. А супруга у меня вообще боевая, она в семье лидер. Это проявляется во всём абсолютно. Я с удовольствием уступил ей первенство, потому что мне просто некогда бороться за место под солнцем в семье. Я лучше поработаю. Но при этом я не подкаблучник, нет...
Интервью полностью читайте в следующем номере «АиФ. ТВ Гид».