В ночь с понедельника на вторник (сильно урезанную) церемонию вручения показал российский канал Рен-ТВ. Обидно, что многие интересные моменты в эту трансляцию не вошли, еще обиднее, что комментировать церемонию доверили Антону Комолову и Ольге Шелест. Они хорошие ребята, замечательная пара ведущих, но это был, простите, не комментарий, а хихиканье за кадром. Подозреваю, что большинство российских телезрителей имеет слабое представление о номинантах и победителях «Грэмми». И как раз от комментаторов требовалось не просто развлекать себя и аудиторию примитивными шутками, а рассказывать о героях церемонии. Объяснять: кто, почему, за какие заслуги. Я уже не говорю о том, что на таких церемониях много и остроумно шутят. Поэтому было бы неплохо адаптировать эти шутки. Для российской аудитории. Ну, да ладно. Проехали.
Я не собираюсь проводить ликбез и анализировать, кому и за что вручили в этом году главную музыкальную награду США. Скажу лишь, что каждый год список претендентов на статуэтку «Грэмми» обновляется на
Когда я слышу, что артист N является обладателем, например, 15 «золотых граммофончиков», у меня доверия к этой премии нет никакого. Я понимаю, что это такой междусобойчик. Если сравнить «Золотой граммофон» и «Грэмми», то получится совсем не в нашу пользу. Я когда-то в лицо руководителю «Русского радио» Сергею Кожевникову сказал, что радио это лоховское. Потому что оно заточено под определенный вкусовой формат, не знаю даже кого... возможно, самого Кожевникова, возможно, программного директора Романа Емельянова. Не знаю. Но слушать ЭТО нормальному человеку, у которого нет еще музыкальной язвы, невозможно. Даже хорошие вроде бы артисты, когда записывают песню для ротации на «Русском радио», стараются под этот формат подстроиться. Поэтому звучат они все почти одинаково. Хреново звучат. С такими песнями на «Грэмми» делать нечего.
Почему я так обрушился на «Русское радио»? Да потому что оно у нас с каких-то пор стало мерилом хорошего музыкального вкуса. Если там, звучит, значит ЭТО форматно, значит, и другие радиостанции ЭТО возьмут. Беда заключается еще и в том, что на Русском радио за ротацию берут деньги. И немалые — 60 тысяч за 100 эфиров. Правила такие. Единые почти для всех. Если за оплаченный месяц песня понравилась радиослушателям, то ее потом крутят бесплатно. Какое-то время. И смотрят, насколько артист стал «ручным» (читайте «преданным» РР). Готов ли, например, бесплатно выступать на корпоративах «Русского радио», если нет — из списка вычеркиваем. Сколько я понаслушался от наших артистов слезливых историй о том, как «Русское радио» занесло их в черный список, потому что банально «не занесли». Таким образом, на радио отсепарировался свой пул артистов, которых задаривают «граммофончиками» и прочими «радостями жизни». Это одни и те же люди, как правило, состоявшиеся артисты, у которых есть лишние 60 тысяч для ротации новых песен. Где взять такие деньги молодым и талантливым артистам? Негде. Вот и получается, что радио и ТВ кормят нас одним и тем же меню из надоевших артистов. А молодежь оттачивает свое мастерство на интернет-площадке. Дальше их не пускают. Поэтому процесс развития музыки сильно тормозится.
Или вот еще пища для размышлений. На международном конкурсе «Новая волна» до последнего времени все звезды пели под фанеру. Что вызывало недоуменные вопросы. Как это так: начинающие, конкурсанты, поют вживую (значит, технические возможности для этого есть), а матерые профессионалы чешут под «фанеру»? Представляете такое на «Грэмми»? Я не могу. Думаю, что для любого артиста (несмотря на заслуги) это было бы большим позором и окончание карьеры. Для меня в этом смысле показателен пример группы «Милли Ванили», которых поймали на «фанере». После чего карьера этого коллектива завершилась. С этого года на «Новой волне» все будут петь вживую. И конкурсанты, и звезды. Знаю, что уже часть артистов отказалась. И это не новички и дебютанты. А матерые звезды, широко известные всей стране. Позорище и стыдобища! Ведь что такое «фанера» — записанная в студии фонограмма. И вот под эту записанную фонограмму артист дурачит публику, открывая рот. Во-первых, это обман, афера, нарушение закона. И за это предусмотрено наказание. Во-вторых, теряется квалификация, выхолащивается мастерство.
И еще один аспект. Сравните сам продукт, который выдают западные звезды, с тем, что выдают нам наши. И станет понятно, почему нам никогда не светит «Грэмми» за популярную (подчеркиваю — не симфоническую) музыку. За примерами не буду далеко ходить. Меня всегда удивлял артист Валерий Леонтьев. Удивлял несоответствием своих умных интервью (а он человек явно неглупый, можно даже сказать артист-интеллектуал) и тем, что он делает на сцене. Как одевается, как двигается. И главное, о чем поет. Он уже так «намозолил» глаза публике, что уже реально не знает, что ему еще сделать, чтобы хоть как-то поменяться. На той же «Новой волне» он представал перед публикой то в костюме обгоревшего астронавта, то в костюме индейца. Но вот что он пел в этих костюмах, я решительно не помню. До «Грэмми» эти песни явно не дотягивают. Зато я хорошо запомнил его относительно свежую песню «Кончайте, девочки, кончайте». На просторах интернета есть этот шедевр. Послушайте. Откроете для себя нового Леонтьева. А когда начинаешь с этими людьми говорить (не о личной жизни) о их якобы творчестве, критически его оценивая, эти ребята глубоко обижаются. На всю жизнь.
Первый канал нам недавно показал, что с талантами и хорошими голосами в стране все в порядке. Проект «Голос» открыл публике массу потрясающих ребят. Почти готовых артистов. С которыми, понятное дело, нужно работать. Подыскивать репертуар, пропихивать их песни на радио. Но мало кто из продюсеров отваживается на это, по причинам, о которых я сказал выше. Хорошие неиспорченные ребята, которые сегодня делают качественную современную музыку, просто не хотят мараться о гнилой российский шоу-бизнес.
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции