Но для членов самарской городской общественной организации «Парус надежды», объединяющей детей-инвалидов и их родителей, надёжнее Кати человека нет.
— С чего всё началось? — задаю вопрос и жду ответа о трудном детстве, о пережитых страхах, о преодолённых болезнях. Иначе откуда знает
— С первого курса, — отвечает. — Со студенческого научного общества началось. Говорили о гуманном отношении к людям, от слов к делу перешли. Собрали игрушки, вещи какие-то, отнесли их в детдом. На малышей посмотрели и решили что-то сделать, чтобы не просто подарки отдать и уйти, а задержаться. На Новый год показали деткам сказку...
Та сказка в итоге вылилась в проект «Плечо волонтёра». Суть проекта — в «театральной терапии». К этому времени Катя и её друзья, человек пятнадцать, уже познакомились с обитателями «Паруса надежды». Пришли к ним со своим спектаклем и...
— Испытали шок и стресс, — признаётся теперь Катя. — Зрители были благодарные, но сложные.
«Сложные» — это значит с речевыми, интеллектуальными проблемами, на колясках и костылях. Наверное, надо было очень проникнуться, чтобы родить идею: поставить спектакль с их участием.
— Они же способные, просто необходимо учитывать особенности каждого. Если проблемы с речью — роль подобрать немногословную, если на коляске — то лучше монолог.
И работают, ставят спектакли, показывают. Удивляют. Звонит как-то Катя мальчику, прикованному к инвалидной коляске, предложить ему роль в спектакле. Больше всего поразилась его мама: никак не верила, что звонят действительно её сыну.
— Как становятся волонтёрами?
— Абитуриенты приходят на первый курс, и мы приходим к ним, — говорит Катя. — Рассказываем об этой работе, о проблемах. Загораются многие. Отсеиваются процентов 70. Но те, кто остаётся, готовы жертвовать временем, развлечениями. Их ни просить, ни подстёгивать не надо. Они меняют жизнь других и меняются сами.
Сегодня «кадровый резерв» Кати Иванушкиной — сотни полторы студентов из 12 самарских вузов. Специфика образования учитывается. К примеру, если ребёнок-инвалид живёт в четырёх стенах и мечтает играть на гитаре, к нему придёт студент академии искусств и научит этому.
— Можно ли научить и научиться доброте?
— Предпосылка должна быть, задаток. Так психологи говорят. А педагоги считают, что в каждом ребёнке есть доброе, надо только разбудить, — теоретизирует Катя.
А вот пример из практики. В канун 8 Марта пригласили в «Парус надежды» студентов из колледжа дизайна. Будущие парикмахеры и визажисты прихорашивали девчонок из «Паруса», чтобы потом их сфотографировать. В благодарность хозяева устроили для гостей концерт. Я слышала, как сидевшая сзади девушка, растроганная усилиями не очень здоровых артистов, сказала соседке:
— Ещё одно такое мероприятие, и я стану совсем доброй...