Песни на слова поэтов «с большой буквы» – Марины Цветаевой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Александра Блока всегда занимали важное место в ее репертуаре. А первая программа юной Елены Камбуровой, решившейся петь с эстрады о серьезном и сокровенном, состояла из песен Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы.
Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор оттенков и интонаций сделали Камбурову незаменимой в кино, в «пении за кадром». Именно ее голосом поет всем известный герой фильма «Приключения Электроника» Сыроежкин. Голос Камбуровой звучит также в кинофильмах «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Мой нежно любимый детектив» и многих других.
В 1992 году Елена Камбурова создала Театр музыки и поэзии, стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов, и стала его художественным руководителем.
Без зависти и интриг
Марина Мосина, «AиФ»: – Елена Антоновна, что сейчас происходит в вашем театре?
Елена Камбурова: – Там происходят очень радостные для меня события. Собственно говоря, каждый спектакль, на который приходят наши дорогие зрители, – радостное событие. К нам очень трудно попасть, и это тоже радует. У нас удивительная атмосфера, сам воздух нашего театра пропитан чистыми, добрыми, красивыми звуками. Наши актеры очень любят приходить задолго до спектакля, а после его окончания не спешат уходить. Нет у нас зависти, нет интриг. Наши спектакли – очень разные. Есть концерт-фантазия «P.S. Грёзы» по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана, есть посвящение Булату Окуджаве «Капли Датского короля», есть «Абсент», сочетающий французскую классику и французский шансон, есть «Времена… Года…», где звучит музыка Вивальди, Чайковского, Пьяццолы. И еще – «Антигона» по Софоклу, где я играю все главные роли. Доблестные рыцари поэзии, прославленные мастера художественного слова Рафаэль Клейнер и Антонина Кузнецова читают поэтические программы. Ежемесячно выступает Елена Фролова – бард, автор и исполнитель. А еще у нас бывают «Нездешние вечера», это что-то среднее между творческими встречами и устными журналами 60-х.
– А это правда, что вам предлагали сыграть Марину Цветаеву в кино?
– Да, это должен был быть художественный фильм. Был очень хороший сценарий, автор проекта видел в этой роли только меня, мы встречались с оператором, но… видимо, авторы будущего фильма не нашли денег.
Путь к Богу
– Одно из направлений вашей деятельности – участие в работе православной радиостанции «Благо» Ново-Голутвинского монастыря в Коломне…
– Я стояла у истоков этой прекрасной радиостанции, где нет рекламы, где звучит особая музыка – духовные песнопения, народные, бардовские песни, где всю ночь читается псалтырь. Иногда и сейчас что-то для них записываю, в основном – прозу. Планирую записать отрывки из книжки об удивительном мальчике, Сережике Старке, сыне русского священника, жившего в эмиграции в Париже. Сережик прожил всего 9 лет, но совсем не детским было его отношение к Богу, к внезапной тяжелой болезни… К сожалению, волны радио «Благо» распространяются не очень далеко от Коломны. В Москве его можно слушать только по Интернету.
– Вы ведь крестились в 1980 году. Что это изменило в вашей жизни?
– На сцене я всегда старалась делать то, что способствует формированию лучшего в человеческой душе, но… не могу себя назвать по-настоящему воцерковленным человеком. Из-за моей занятости не удается бывать даже на воскресной службе. Но цветы, которые мне дарят на концертах, я с радостью приношу в храм. Интересно, что, покрестившись, я перестала есть мясо. Сначала решила: почему бы мне не прожить без мяса неделю? Прожила и обнаружила, что оно мне больше не нужно.
– А что привело к такому решению?
– Я и раньше задумывалась о том, что вот, живет, например, корова, такая красавица, и вдруг… Приходит человек и убивает ее. Если бы людям показали, в каких условиях содержатся животные и птицы, которых выращивают «на мясо», как их везут на бойню – а ведь они чувствуют, куда их везут! – многим бы расхотелось есть этот продукт. Мне кажется, если бы люди отказались от поедания мяса убитых животных, в жизни человечества многое бы изменилось.
За братьев меньших
– Насколько я знаю, вы были среди инициаторов принятия закона о защите животных от жестокого обращения?
– Да. Но закона до сих пор нет. И это очень о многом говорит. Нельзя назвать цивилизованным общество, где жестокость в порядке вещей. Речь идет не только о бездомных городских животных, но и о тех, на кого охотятся ради забавы, и о фермах, где выращивают пушных зверей на мех. Все это происходит от нежелания понимать, что животное чувствует точно так же, как и мы.
– По вашей инициативе недалеко от станции метро «Менделеевская» поставлен памятник убитой бездомной собаке под названием «Сочувствие». У этой истории есть продолжение?
– Этот памятник имеет огромное воспитательное значение. Пес получился очень симпатичный. И по тому, как блестит его лобик, видно, что мало кто из детей проходит мимо, не погладив его. Дети приносят туда конфеты, цветы. Бездомные собаки продолжают жить при станции метро «Менделеевская», их там не обижают, не прогоняют…
– Ваши нынешние питомцы – собака, кот и две кошки – родом с улицы?
– Тошу совсем крошечным щенком подобрали мои знакомые в куче строительного мусора. Причем не сверху, а ПОД ней… Страшно об этом даже говорить. Он долго болел после этого, но теперь – это чудо! Самая первая кошка, мать нынешней Маши, была тоже подобрана на улице.
Ничего личного
«AиФ»: – Видно, что своих питомцев вы холите и лелеете. А себя в форме как поддерживаете?
– Богатырским здоровьем я не могу похвастаться, но думаю, что питанием и образом мыслей оградила себя от многих бед. Негативные мысли, обиды, печали нельзя носить в себе! Большинство людей этого не понимают, переживают «по полной программе», и тут же болезни дают о себе знать.
– В одном из интервью вы рассказывали, что во время прослушивания при поступлении в эстрадную студию Каштеляна вам аккомпанировал ваш будущий муж Кирилл Акимов. Совместное творчество продолжилось и дальше?
– Да, он стал моим первым аккомпаниатором. Это было невероятно: девочка, которая ничего еще не умеет, и он – выпускник консерватории, прекрасный пианист… И я ему очень благодарна за мои первые шаги! Именно он сделал аранжировки песен Новеллы Матвеевой с ансамблем электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина, они звучали на популярной тогда радиостанции «Юность», благодаря чему сложился круг моих первых слушателей. Но он не очень умело распорядился своим даром – стал композитором, аранжировщиком.
Но я предпочитаю не говорить о сугубо личном. Мне глубоко неприятно то, что сегодня публичное выворачивание подробностей своей частной жизни превратилось в норму, привычный прием саморекламы. Надеюсь, что моих зрителей волнуют не детали моей личной жизни, а то, что я делаю на сцене, иначе мои встречи с ними в концертном зале потеряли бы смысл.