Примерное время чтения: 7 минут
2665

«Родит стоя и не крякнет». Зачем Вере Мухиной нужно было стать сильной?

Скульптор Вера Мухина.
Скульптор Вера Мухина. / Иван Шагин / РИА Новости

«Рабочий и колхозница», граненый стакан, пивная кружка. А имя и фамилия четкие, грубые, зримые. Сказал — будто припечатал: Вера Мухина. Художник, скульптор, дизайнер.

Она появилась на свет 1 июля 1889 года. И, кажется, на роду ей было написано быть сильной и мужественной. Хотя зачем? В семье не было ни рабочих, ни колхозниц. Отец, зажиточный купец, торговал зерном, коноплей, пенькой. Мать-немка происходила из семьи помощника аптекаря. Но она умерла от туберкулеза, когда Вере было 2 года. А когда ей исполнилось 14, покинул этот мир глава семьи. Веру с сестрой взяли на попечение состоятельные дяди по линии отца. И все бы ничего, жизнь продолжалась. Но...

«Рука не нащупала носа. Нос был оторван»

В 22 года Вера сама нашла себе приключение. Катаясь с крутой горы в смоленском имении родственников, она на санях врезалась в дерево. «Глаза залило кровью, мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван», — рассказывала спустя годы Мухина.

Дальше — 18-дневное лечение, операции, девять швов. И... боязнь близких за душевное состояние девушки. Зеркало Вере долго не давали. Изуродованное шрамами лицо вряд ли порадовало бы ее. К счастью, небедные родственники нашли решение проблемы — они отправили девушку в Париж, к пластическому хирургу. Семь операций избавили Веру от рубцов. Но назвать ее лицо милым уже вряд ли кто осмелился бы. Внешность девушки стала грубоватой, почти мужской. Такими будут и слепленные ею колхозницы, крестьянки — бабы, как называла их порой Мухина. Даже обнаженные женские фигуры выходили у Веры крепкими, мощными. Без малейшего намека на утонченность.

Кстати, за «Крестьянку» Мухина получила премию в 1000 рублей, комплименты от Луначарского и отзыв художника Машкова, который, глядя на скульптуру, сказал: «Молодец Мухина. Такая родит стоя и не крякнет». Что, кажется, могло относиться и к крестьянке, и к Вере.

Скульптура «Крестьянка». Скульптор Вера Игнатьевна Мухина.
Скульптура «Крестьянка». Скульптор Вера Игнатьевна Мухина. Фото: РИА Новости/ РИА Новости

«Если бы вы погибли, я умер бы вместе с вами»

Свое лицо Мухина не любила. Оттого, видно, и выплескивала нелюбовь в монументальные каменные изваяния. Была и другая проблема со здоровьем — тугоухость. Все это, впрочем, не могло помешать девушке отучиться в Париже у Бурделя — ученика великого Родена. С профессией, которой она посвятит себя без остатка, было все ясно.

Личная жизнь складывалась не так удачно. В Париже Вера познакомилась с художником и революционером Александром Вертеповым, который убил губернатора Одессы. Но с началом Первой мировой Александр стал добровольцем французской армии и вскоре погиб.

В том же 1914-м благодаря подруге Изе Бурмейстер Вера познакомилась с Алексеем Замковым. Но ни во что серьезное первая встреча не вылилась. Каждый пошел своей дорогой. А спустя два года Замкова привезли с войны умирающим от брюшного тифа в московский госпиталь Общества русского коннозаводства, где Вера работала медсестрой. Благодаря ее заботе боец быстро поправился. Но, может, это миф, как и с граненым стаканом, авторство которого приписывают Мухиной?..

Был еще случай. В революционном 1917-м в госпиталь попал снаряд, Вера потеряла сознание. А когда очнулась, Алексей признался: «Если бы вы погибли, я умер бы вместе с вами».

Рассказывали также, что врач Замков сам лечил Веру от болезни крови. И даже если все это — лишь красивые легенды, они должны были быть в судьбе Веры Мухиной.

«Я вторая скрипка»

11 августа 1918 года Вера и Алексей обвенчались. «Я выиграла Алешу, как сто тысяч по трамвайному билету», — говорила Мухина. И после смерти любимого замуж больше не вышла. Для нее Алексей был «очень красив». Почти как Наполеон. Вера частенько просила его позировать для скульптур. А про себя говорила: «Я вторая скрипка».

Они были разные: он — холерик, она — флегматик. Но оба — удивительно цельные.

Алексей был талантливым врачом. Считалось, что именно он послужил прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» (доктора Замков и Булгаков дружили). Алексей Андреевич, правда, не пытался превращать собак в людей. Как вспоминала Вера Игнатьевна, первое время он «каждое воскресенье ездил в свое село Борисово и принимал там больных. Приезжал с картофелем и хлебом. Тем мы и питались в 18-й, 19-й годы. В 20-м году родился сын Волик (Всеволод), принял его Алексей Андреевич дома».

В пять лет мальчик заболел костным туберкулезом. Спасать от него тогда еще не умели. Доктор Замков сам прооперировал его дома, на обеденном столе. А через два года Волик уже ходил без костылей.

Об этом супруги предпочитали молчать. А вот изобретение Замкова в 1930-е годы наделало много шума. Алексей Андреевич придумал волшебный гравидан из... мочи беременных женщин и считал, что инъекции этого препарата не только оздоравливают, но и омоложивают. Говорят, им пользовались Горький, Молотов, Орджоникидзе, Буденный, Каклинин, Клара Цеткин и другие известные личности. Но первый опыт Замков провел на себе. Однако мода на волшебное средство продлилась недолго. Замкова стали называть шарлатаном, знахарем. Он попал в опалу, дважды оказывался в ссылке. (Вера, конечно, была с ним). В конце жизни доктор занимал должность внештатного консультанта в Институте им. Склифософского. И в 59 лет умер от инфаркта.

Страшнее трагедии для Веры не было. «Забыться» помогала только работа. Спустя несколько месяцев после ухода мужа скульптор создала «Возвращение» — самое трагическое свое произведение. С трагической же судьбой. Безногий солдат вернулся с войны домой, припал к коленям жены, обнял их. А у нее от бессилия повисли руки...

Несколько раз Мухина переделывала композицию. Пока однажды не схватила молоток и не разбила скульптуру.

Вера Игнатьевна пережила мужа на 11 лет. Но сердце подвело и ее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах