Примерное время чтения: 19 минут
6134

«Они начали первыми». Пиотровский рассказал о полной блокаде Эрмитажа

Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский. / Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

«Свой день рождения никогда не справляю. Считаю это ненужным. Кто хочет — приходит, поздравляет. Но никаких торжественных, полуторжественных и совсем неторжественных заседаний, как и застолий, не устраиваю». 

7 декабря, в день памяти святой Екатерины, Государственный Эрмитаж отметил 260-летие. А 9 декабря 80-летний рубеж перешагнул директор музея Михаил Пиотровский

В большом интервью aif.ru Михаил Борисович рассказал о влиянии скандалов на количество посетителей, о заработках и тратах музея, о борьбе с руферами и развитии Эрмитажа. 

«У вас что, ни грана патриотизма?»

Татьяна Уланова, aif.ru: — Михаил Борисович, в Эрмитаж вы попали, едва начав ходить. Какими были первые впечатления о музее?

Михаил Пиотровский: — Первых впечатлений я, конечно, не помню. Но есть множество свидетельств и легенд, которые уже существуют как правда. Так вот, по легенде, меня привели в Арсенал и позволили играть на барабане. 

По Эрмитажу надо ходить часто — и всегда увидишь что-то новое, необыкновенное.

— После 32 лет директорства осталось здесь для вас что-то неизведанное?

— В Эрмитаже всё неизведанное! Это как раз то, чему мы пытаемся научить и журналистов, и посетителей: каждый предмет в музее имеет много смыслов. Со временем они всплывают, меняются. 

По Эрмитажу надо ходить часто — и всегда увидишь что-то новое, необыкновенное. Это одна из главных линий нашей просветительской работы. А то люди иногда говорят: «я уже там был», «одну книгу прочитал», «одну картину видел». Или: «два раза был в Эрмитаже...» 

У нас громадный универсальный музей. В одном и том же пространстве сегодня смотришь на архитектуру Кваренги, завтра вспоминаешь, как император вынужденно созывал здесь Государственную Думу. В третий раз разглядываешь, что тут было в советское время. В четвертый — какие церемонии проходят сегодня. И все это — в одном Георгиевском зале! Так же — в любом зале, с любой вещью. 

Сейчас вот мы все с нетерпением ждем из реставрации «Святого Себастьяна» Тициана. Там очень многое изменилось. И есть о чем поговорить: что видели и как истолковывали раньше — и что увидим теперь. Точные даты, как и цифры смет, мы не называем. Отчетность — для бухгалтерии. Одно могу сказать: картина скоро вернется! 

Репродукция картины художника Тициана Вечеллио «Святой Себастьян» из собрания Государственного Эрмитажа.
Репродукция картины художника Тициана Вечеллио «Святой Себастьян» из собрания Государственного Эрмитажа. Фото: РИА Новости

Вообще санкций нет. Есть полная блокада — госучреждениям Европы и США запрещено общаться с нашими. Мы не общаемся. Но первыми начали они.

— Из-за санкций зарубежный обмен выставками сократился. Как это отразилось на доходах музея?

— У вас что, ни грана патриотизма? Эрмитаж — государственное учреждение, доходы его — отдельная строка в бюджете, мы под покровительством Президента. 

Основной наш доход — госбюджет. Вторая часть, которую генерируем сами, — билеты. На них сейчас зарабатываем чуть меньше, чем раньше. Примерно 5 млрд рублей (60%) — бюджет, 39-40% — заработанное нами. Это соотношение, которое музейное сообщество давно затвердило. И это хорошие взаимоотношения с государством. 

Что касается санкций, то в связи с общеполитической обстановкой и опасностью для госимущества России, выразившейся в арестах счетов, в стране наложен мораторий на вывоз выставок за границу. Но постепенно, частично (если появляются гарантии возврата предметов искусства в целости и сохранности) он снимается. Сейчас отправляем наши вещи в Китай, Оман — там безопасно. 

Когда начались разговоры о возможных арестах наших выставок, прежние гарантии не без труда, но сработали, все вернулось. Теперь вместе с аналитическим управлением правительства России я подготовил документ-меморандум, в том числе о создании системы гарантий безопасности для показа выставок. Сюда примыкает их страхование. Нам необходимы госгарантии и в нашей стране. Пока их отсутствие — одно из препятствий для перемещения экспонатов. 

Вообще санкций нет. Есть полная блокада — госучреждениям Европы и США запрещено общаться с нашими. Мы не общаемся. Но первыми начали они. 

Вид на Эрмитаж с Дворцового моста в Санкт-Петербурге.
Вид на Эрмитаж с Дворцового моста в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости/ Алексей Даничев

— Репутацию Эрмитажа сложно испортить даже блокадой, правда?

— Раз вы задаете такой вопрос, значит, предполагаете, что репутация может зависеть от подобных ситуаций? Нет, конечно. Эрмитаж был, есть и будет. Это символ России. Для тех, кто ее любит, символ хороший. Те, кому Россия чем-то не угодила, раньше молчали, а теперь громко говорят, что им этот символ не нравится. Хотя так было и прежде. После революции Эрмитаж кому-то не нравился, потому что был имперским, было много санкций внутренних, распродавались и разделялись коллекции. После распада СССР — потому что раньше был советским. А теперь музей многим не нравится, потому что как был, так и остался великим. 

Эрмитаж — и как большой корабль. И как узелок, который дает размежевание даже внутри страны: кто дружественен к нему, кто — нет. Вот и по вашему интервью посмотрим, как «Аргументы и факты» относятся к Эрмитажу. 

— А корабль меж тем идет. 

— Да. Корабль огромный, разворачивается медленно. И команда на нем большая. В штате Эрмитажа 2500 человек. Но и зданий, которые надо обслуживать, — больше десятка. А в них — 500 залов. Везде нужны смотрители, охранники. Мы — большое и необыкновенное предприятие.

— К вам, наверное, и смотрителем сложно устроиться? 

— Вы правы, не очень легко. С одной стороны, люди работают здесь столько, сколько могут. Иногда нас попрекают этим — мол, в Эрмитаже можно работать до смерти. Так и есть. Эрмитаж людей воспитывает. И люди, воспитанные им, для нас очень ценны. Оттого и стараемся выжимать из человека все соки, простите. Особенно когда он опытный (неважно, смотритель это или научный сотрудник). Пока может человек — работает. Не всем нравится эта позиция, но для нас она абсолютно правильная.

С другой стороны, Эрмитаж — учреждение, которое само выбрасывает не подходящих ему людей. Музей может сделать так, что человеку станет неуютно, и он вылетит отсюда как пробка. Да, да! У Эрмитажа сложные отношения с сотрудниками. Он доставляет громадное удовольствие и счастье в работе с ним. Но если ты не отдаешь ему все силы, пытаешься использовать для своего благополучия или других личных интересов, Эрмитаж может серьезно отомстить.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. 2009 г.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. 1992 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров

«Скандалят те, кто в Эрмитаже не бывает»

— Директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачёва считает, что очередь в музей — это плохо. А как по-вашему? 

— Очереди — это нехорошо. Все должно быть организованно. Мы ликвидировали их во время пандемии, когда ввели сеансы. Люди приходят к конкретному часу и могут спокойно рассматривать экспонаты. А очередь — это давка в кассах, в гардеробе, в залах. И никакого приятного лицезрения. То есть очередь — и показатель интереса посетителей. И не очень хорошей организации. Иногда с этим ничего поделать нельзя. Во время пандемии люди писали нам в соцсетях: «Ой, как хочется постоять в эрмитажной очереди!» 

Это ведь социальное явление нашей истории. Как и коммунальная квартира. Тут свои особенности. Стояние в очереди. Опыт входить без очереди. Или продавать свое место в очереди. Эти важные цивилизационные признаки у Эрмитажа тоже вырабатывались. Но мы стараемся, чтобы очередей не было. Правда, люди воспринимают это по-разному. Те, что не идут в музей, считают, что очередь — признак успеха. Те, кто стоит в ней, — жалуются. Мы же советуем, когда приходить, чтобы не ждать. Сделали запись по Интернету. Но и это некоторых возмущает: «Почему я не могу прийти, когда хочу?!» 

— В Эрмитаже есть индивидуальные программы для посетителей. Какую помощь они оказывают музею? 

— Помощь нам не нужна. Люди платят за то, что общаются с искусством. Мы даже отвергаем слово «услуга». Это покупка части прав. На какое-то время. Чтобы человек мог приобщиться к музейной коллекции. 

При этом работает социальная программа, по которой 25% людей ходят в Эрмитаж бесплатно. Еще 10% имеют льготные билеты. Хотя в учреждениях культуры России государственной системы льгот нет. И мы каждый день считаем, сколько заработаем и что позволим себе. Сможем ли принимать пенсионеров бесплатно каждый день? Или только раз в неделю? Сейчас вот ввели бесплатные билеты для семей военнослужащих и участников СВО, для многодетных. 

Мы считаем каждый рубль, который должен откуда-то взяться. В государственном бюджете, о котором мы с вами говорили, целевых денег на бесплатные билеты нет. Чтобы их заработать и введены были, в том числе, индивидуальные программы. Они дороже обычных билетов. Но вы можете прийти в неурочное время. Даже ночью. Для этого мы должны собрать и оплатить работу сотрудников, которые будут вас сопровождать. Есть особые лекции, тематические мероприятия. Из получаемых за это денег мы даем возможность бесплатно посетить Эрмитаж тем, кому трудно. Гибкая схема финансирования. 

Почему я всегда говорю, что музей лучше, чем окружающий мир? Потому что в основе нашей экономической деятельности лежит не прибыль, а система, обеспечивающая социальную программу: хранение, изучение, реставрацию, показ экспонатов... Это все должно обеспечиваться и государством, и людьми, которые перераспределяют существующие вокруг музея деньги. 

Президент РФ Владимир Путин и Михаил Пиотровский во время встречи. Президент передает Государственному Эрмитажу уникальные экспонаты — комплект церковной утвари, изготовленный в 1877 году в Санкт-Петербурге по заказу императорского двора для великой княгини Марии Александровны.
Президент РФ Владимир Путин и Михаил Пиотровский во время встречи. Президент передает Государственному Эрмитажу уникальные экспонаты — комплект церковной утвари, изготовленный в 1877 году в Санкт-Петербурге по заказу императорского двора для великой княгини Марии Александровны. Фото: РИА Новости/ Алексей Дружинин

— Скандалы подогревают интерес к музею?

— Я не замечал прироста посетителей. Один из самых громких скандалов у нас случился из-за выставки братьев Чепменов («Конец веселья», 2012 г. — Ред.). Но... Посетителей больше не стало. 

В основном скандалят люди, которые в Эрмитаже не бывают. Что-то где-то прочитали и решили возмутиться. Вот свежее гневное письмо: «Что за безобразие?! Вы пенсионерам даете только один день в месяц, мы такие несчастные!» Хотя у пенсионеров давно — полный бесплатный день раз в неделю. Многие нас благодарят. А диванных критиков всегда хватало. 

Тем не менее скандалы — это форма общения и в стране, и в мире. В том числе у журналистов. Без скандалов неинтересно. Будет день рождения — непременно вспомнят все скандалы, а кто-то и гадости начеркает. 

Вместе с британской журналисткой Джеральдин Норман я написал книгу «Культура как скандал». Есть несколько исследований скандала как элемента культуры. А подобное издание в мире — первое. Мы написали на английском, но началась СВО, и в Великобритании книгу запретили. Мы издали ее на русском. И потом ухитрились все-таки напечатать на английском. 

Книга о том, что любую вещь можно толковать как скандал. Но... В нашей сфере скандал — не источник доходов. Казалось бы, должны быть дополнительные посетители. А они не приходят, оставаясь скандалить где-то в стороне. Это в Европе возле музеев устраивают демонстрации. У нас такого нет. 

— В той же книге вы пишете, что количество краж из музеев растет. ХХI век, беспрецедентные меры безопасности, новейшие технологии защиты. А искоренить проблему раз и навсегда не получается. С руферами — современным веянием — вопрос решается проще? 

— Тоже не новая проблема. Я, извините, вырос на крышах. Мальчишкой бегал по ним. Правда, тогда это не было серьезной проблемой. Сейчас руферы водят на крыши экскурсии, и закончиться они могут, к сожалению, гибелью людей. Еще один аспект — когда руферы проникают на крыши учреждений, в которых никому нельзя находиться. Например, на крыши Эрмитажа — защищенный объект. Поэтому для нас руфер — потенциальный вор. Он влезает на крышу, откуда есть вход на чердак, в залы Эрмитажа... Система безопасности у нас серьезная. Но ведь поступки руферов преступны. Значит, мы должны гонять их, сдавать полиции. Раньше штрафы были ничтожными, сейчас увеличились. И все равно: гоняем, ловим, сдаем... 

Еще одна беда — спекулянты. Мы регулярно подаем в суд и инициируем следствие против фейковых сайтов, продающих билеты втридорога. Но сегодня их уничтожили решением суда — завтра появились новые. Правоохранительные органы должны быть активнее. Ведь спекулянт уже заплатил музею, поэтому он вредит не нам — посетителю, который приходит в Эрмитаж и слышит: «У вас липовый билет». А он заплатил в 10 раз дороже. 

Цена билета в Эрмитаж — 500 рублей. Купить его нетрудно. За исключением особенных дней, но есть, например, и позднее открытие. На сайте расписаны все сеансы. И всегда можно подобрать удобный, с билетом в наличии.

— При свободной продаже билетов на сайте на кого рассчитывают перекупщики? 

— Я тоже не понимаю... Думаю, срабатывает психологический стереотип: в Эрмитаж попасть сложно, должны быть очереди. А тут еще перекупщик обещает: «Мы покажем то, что никто не видит». Это, конечно, ерунда! А люди разочарованные уходят — попались на удочку, расплатились за доверчивость. 

Эрмитаж — классический музей ХIХ века. И эту особенность нужно сохранять. У нас свет в основном льется из окон. Музей неспешный. Здесь ничто не должно мешать общению с искусством.

«Подарков не ждем. Получаем проверки»

— В чем вы видите развитие Эрмитажа?

— Эрмитаж — классический музей ХIХ века. И эту особенность нужно сохранять. У нас свет в основном льется из окон. Музей неспешный. Здесь ничто не должно мешать общению с искусством. В отличие от экранных и электронных изображений, картины, написанные маслом, — вечные. И развитие Эрмитажа в последние 30 лет — в том числе, в том, чтобы обеспечить сложную схему доступности коллекции. Это не значит, что мы просто открываем 25 галерей, все ходят и ничего не соображают. 

Мы построили и еще строим фондохранилища, в которые можно попасть. Возводим библиотеку, где будут выставки, в том числе книг — как художеств. Создали сменные (с ротацией предметов) и запасные галереи... Все — для того, чтобы коллекции были доступными. Каждый должен не только увидеть, но и понять. Ведь без музея шедевр не является шедевром, он, в лучшем случае, — товар для антиквара. Эрмитаж становится более сложным...

А есть еще дифференциация посетителей. Дети — это малыши, школьники, студенты. Молодежь — с Пушкинской картой и без. Есть посетители, пришедшие в первый раз. И есть постоянные. Плюс иностранцы, мигранты... У всех свои потребности, задачи. 

Выбрать можно что угодно, но мы все монтируем так, чтобы посетители испытывали удовольствие, покой, гордость и радость. Не только от того, что они попали в Эрмитаж. Но и от того, что есть такой музей. Мы воспитываем в наших стенах человека, который может понять сложные вещи. И понять правильно. 

— К юбилею Эрмитажа подготовлены специальные программы? 

— Мы строгий церемониальный музей. 260-летие не отмечаем. Для нас дата — это 250, 300 лет. Может быть, еще 275. Тем не менее каждый год в декабре мы отчитываемся нашей покровительнице — Святой Екатерине за то, что сделали, и устраиваем дни Эрмитажа. 

Только что я открыл потрясающую выставку изумрудов в Синей спальне. Потом презентовали «Античный ужас» (чудовищные герои в античной культуре) и экспозицию Каспара Давида Фридриха, на которой будет исполняться вся Пятая симфония Малера. Можно слушать музыку, глядя на Фридриха. У нас, к слову, целая серия концертов, звучат и произведения времен Екатерины Великой. В день святого Георгия провели торжественные церемонии в Георгиевском зале... Позже откроем новую постоянную выставку о Петре Великом и залы, посвященные его эпохе. 

Словом, работаем. И подарков не ждем. Получаем проверки.

— Ну... В день рождения вам наверняка сказали много добрых слов. 

— И непременно вспомнили про скандалы... Свой день я вообще никогда не отмечаю. Считаю это ненужным. Кто хочет — приходит, поздравляет. Но никаких торжественных, полуторжественных и совсем неторжественных заседаний, как и застолий, не устраиваю. 

— А дома, с близкими?

— Ну, что дома? Говорят, конечно: «Поздравляем!» И все равно не справляю. Не люблю. 

Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, с сыном Борисом у экспозиции. 2009 г.
Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, с сыном Борисом у экспозиции. 1993 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров

— Накануне интервью появилась информация, что вы задумались о смене... 

— Я вскользь упомянул, что у меня, как и у моего коллеги востоковеда Гленна Лоури, более тридцати лет возглавляющего MoMA (Музей Современного искусства, Нью-Йорк — aif.ru), есть сюжет о «смене караула».

Реакция на мои слова была смешная. Многие не поняли, о чем я. А те, кто поняли, начали очередную атаку на Эрмитаж... Я ухожу с должности директора каждые три года, когда заканчивается контракт. И всякий раз думаю о смене, обсуждаю с коллегами. Резервы есть. Но контракт у меня заканчивается через год. 

Эта история в очередной раз показала, как люди разделяются по мнениям, как складываются списки дружественных и недружественных по отношению к Эрмитажу изданий. Случились даже неожиданности. 

— Составили белый и черный список СМИ?

— А что их составлять-то? Они просто есть. Как дружественные и недружественные страны. 

— Михаил Борисович, а мечты у вас какие-нибудь остались?

— Нет у меня никаких мечтаний. Только планы, которые надо выполнять.

— И все связаны с Эрмитажем?

— Не только. Я же востоковед, декан восточного факультета, профессор, один из руководителей Петербургского отделения Академии наук. Много всего. И везде — свои планы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах