Примерное время чтения: 9 минут
6415

«Гермионы» нашего кино. Судьба юных актрис из знаменитых детских фильмов

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Екатерина Деревщикова, Инга Третьякова, Таня Проценко, Оксана Алексеева, Инга Ильм, Наташа Гусева.
Екатерина Деревщикова, Инга Третьякова, Таня Проценко, Оксана Алексеева, Инга Ильм, Наташа Гусева. Коллаж АиФ

После выхода книги британской писательницы Джоан Роулинг про юного волшебника Гарри Поттера читатели по всему миру познакомились не только с главным героем, но и его друзьями — слегка недотепистым, но верным Роном Уизли и начитанной и умной Гермионой Грейнджер. Ну а когда появилась и экранизация этой истории, количество фанатов «гриффиндорского трио» вообще стало исчисляться десятками и даже сотнями миллионов. Впрочем, исследователи поттерианы (да, такие тоже появились вскоре после начала «поттеромании») быстро выяснили, что подобная тройка вообще характерна для сказок, но не только — во многих детских книгах и фильмах также имеется три главных персонажа; по канону это собственно главный герой, его друг, склонный к шутовству, и его девушка. Правда, Роулинг отказалась следовать этому канону — у нее и герои в начале сюжета еще школьники, да и то, что герой в итоге женился не на боевой подруге, вызвало серьезные споры в фанатской среде, что, пожалуй, лишь увеличило продажи.

Что любопытно, подобные тройки можно найти и в советских детских фильмах, которые тоже, как правило, были построены по сказочным законам. Правда, не всегда эти законы соблюдались дословно, не всегда персонажи выполняли необходимые функции до конца, но схожесть с тем же «Гарри Поттером» прослеживалась отчетливо — пусть и постфактум. И, разумеется, в этой тройке всегда присутствовала девочка, которая была своего рода «Гермионой», хотя, конечно, не волшебницей в первом поколении. Aif.ru рассказывает, как складывались судьбы юных актрис, исполнивших такие роли.

Женя — «Тимур и его команда», 1940, 1976

Эту повесть Аркадия Гайдара знали все советские школьники, а тимуровское движение было популярно до самого распада СССР. Правда, первый, еще довоенный фильм снимался не по повести, а по оригинальному сценарию (повесть Гайдар написал на его основе), но вторая версия была чистой экранизацией. И в каждом из фильмов сюжет закручивался вокруг девочки Жени, младшей дочери полковника Красной Армии, — с ней знакомится главный герой Тимур, который помогает ей в финале добраться до вокзала, чтобы ненадолго увидеть отца.

В картине 1940 года эту роль исполнила 11-летняя Екатерина Деревщикова. Через несколько лет она без экзаменов поступила сразу на второй курс ВГИКа, но попала в немилость к Тамаре Макаровой и была отчислена. Вышла замуж, перебралась в Киев, много лет прожила там, после развода вернулась в Москву, работала в ТЮЗе у Сергея Образцова, в кино почти не снималась — и скончалась в одиночестве в 2006-м на 78-м году жизни.

В фильме 1976 года эта роль досталась 12-летней Инге Третьяковой, которая снималась с начала 1970-х и была уже опытной юной актрисой. После «Тимура и его команды» Третьякова работала в кино еще с десяток лет, но в небольших эпизодах. Так, ее можно увидеть в фильмах «Д'Артаньян и три мушкетера» и «Сезон чудес». Потом она окончила Гнесинское училище, стала певицей, но затем перебралась в Испанию, где живет с семьей.

Мальвина — «Приключения Буратино», 1975

Этот фильм получился случайно — сценарий Инны Веткиной был написан для пятисерийного мультфильма, но режиссер Леонид Нечаев подал заявку на двухсерийный телефильм и получил на такое безобразие добро от телевизионного начальства и киностудии «Беларусьфильм». Сам фильм получился музыкальным и запоминающимся — зрители до сих пор помнят цитаты его героев, ну а многие юные актеры, сыгравшие роли кукол, остались в профессии. В этом сюжете «гермионой» можно назвать, конечно же, Мальвину — девочку с голубыми волосами, которая помогла Буратино в трудную минуту и пыталась научить его грамоте.

Эту роль сыграла семилетняя Таня Проценко, которую ассистент режиссера встретила случайно в поезде. Нечаеву очень понравилось работать с этой юной актрисой — и он пригласил ее в свой следующий фильм, вольную экранизацию сказки про Красную Шапочку. Но тут случилась трагедия — Таня упала с велосипеда, получила серьезную травму, и врачи запретили ей сниматься в кино. В результате роль досталась Яне Поплавской. В кино Проценко больше не снималась. Она окончила киноведческий факультет ВГИКа, работала журналистом, сотрудничала с Центром Ролана Быкова. Скончалась бывшая Мальвина в 2021 году, после нескольких лет борьбы с раком, от последствий коронавирусной инфекции.

Майка — «Приключения Электроника», 1979

В этой экранизации повестей Евгения Велтистова роли перепутаны (например, ходячей энциклопедией был Электроник, которого безбожно эксплуатировал Сыроежкин), но формально подруга главного героя тоже была, хотя она и не играла такую роль в сюжете, какую играла Грейнджер. Это, конечно, Майя Светлова — Майка. На эту роль пробовались Оксана Фандера и Яна Поплавская, но досталась она 12-летней школьнице из Одессы Оксане Алексеевой, у которой уже была одна работа в кино — в драме «Воспоминание...» 1977 года. И хотя Алексеева сама «выпросила» эту роль у режиссера Константина Бромберга, кинокарьерой она решила не заниматься. После школы поступила в политехнический институт, по распределению попала в Минск, там вышла замуж, родила сына, работала в бизнес-структурах. Уже в нулевых развелась, вышла замуж за француза и перебралась во Францию.

Маша Старцева — «Приключения Петрова и Васечкина», 1984

Пожалуй, именно этот фильм вспоминается первым, когда речь заходит об отечественных аналогах «поттерианы» — тут и магия есть (правда, своеобразная), и два не слишком прилежных школьника имеются, которые склонны попадать в различные неприятности, а спасает их из передряг их подруга Маша — в нее, кстати, влюблен один из приятелей. Но никакого Хогвартса и мира магии и волшебства в «Приключениях...» нет, так что сходство условное. Ну а сыграла Машу Старцеву 12-летняя Инга Ильм, которая очень хотела быть актрисой — и стала ею. Она окончила Школу-студию МХАТ, играла на сцене МХТ имени Чехова; ненадолго уезжала в США, но быстро вернулась. Работала в театре имени Пушкина, была ведущей на различных телеканалах; однажды прославилась откровенной фотосессией. В кино, правда, Ильм почти не снималась, хотя несколько ролей после дилогии про Петрова и Васечкина у нее все-таки было.

Алиса — «Гостья из будущего», 1985

В Майку из «Приключений Электроника» были влюблены все мальчишки СССР, но та любовь не идет ни в какое сравнение с тем обожанием, с которым то поколение относилось к исполнительнице роли Алисы Селезневой в «Гостье из будущего». Играла эту придуманную писателем-фантастом Киром Булычевым героиню 12-летняя Наташа Гусева, и вот она как раз больше всего напоминает мисс Грейнджер из книг Роулинг — хотя, конечно, на фоне Коли Герасимова и его приятеля Фимы Королева выглядеть хорошо совсем нетрудно. У Гусевой тоже с кино не сложилось — она еще пару раз появилась в образе все той же Алисы, но потом окончила отделение биотехнологии МИТХТ и работала в НИИ; иногда по приглашению фанатов посещала различные конвенты, не отказывала в автографах и с удовольствием рассказывала о своем киноопыте.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах