aif.ru counter
8272

Восстание против лжи. Картина - оружие художника

Выставка Гелия Коржева (1925 - 2012) вызвала необычайно высокий интерес. И дело не только в том, что он был одним из крупнейших советских художников.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Эстеты могут даже поспорить о живописных достоинствах работ академика, орденоносца и депутата Верховного Совета. Его «неприглядный реализм» действительно выглядит неудобным и для взгляда, и для ума.

Выставка тем более интересна, что в советские времена считалось, что художник (будучи беспартийным) очень правильно отображал советскую действительность, выявляя её героическую, идейную и рабоче-крестьянскую сущность. Хотя в отличие от многих других художников-орденоносцев он не писал ни парадных портретов вождей, ни  празднично-спортивных ристалищ в стилистике Дейнеки, ни благостных пейзажей в манере Нисского.

Несытая правда

Может быть, именно поэтому, несмотря на то что он занимал одно из видных мест в иерархии советских живописцев, Г. Коржев выставлялся мало и в советских музеях присутствовал весьма фрагментарно. И для этого были причины: будучи идейно близким советским идеологам и мастерам социалистического реализма, он вызывал у них чувство недоумения. Вроде бы свой, социально близкий, не диссидент, не хулитель, но его картины вызывали чувство политического дискомфорта: точно он побуждал зрителя заглянуть в те переулки жизни, в которые в советские времена заглядывать было не принято и небезопасно. Его картины как бы намекали зрителю на то, что в СССР помимо «всепобеждающей правды коммунизма» существует какая-то другая - «несытая правда», другие, непарадные герои и другая жизнь, очень отличная от той, которую описывала газета «Правда». Помню, как в свои комсомольские годы, попадая в Третьяковку и наталкиваясь на немногочисленные полотна Коржева, я старался скорее прошмыгнуть мимо. Его картины вызывали недоумение и даже испуг. Как же так, думалось мне: жизнь такая яркая, советские песни такие радостные и весёлые, а он…

Картины Коржева находились в полнейшем диссонансе с тем, что советскому человеку показывали на Выставке достижений народного хозяйства и в кино. Центральная часть его знаменитого триптиха «Коммунисты» - картина «Поднимающий знамя» - вызывала внутренний протест. Думалось не о том, какой героический поступок совершает рабочий, подхватывая красное знамя, выроненное убитым товарищем, а о том, что и этот рабочий завтра (или чуть позже) тоже погибнет «в борьбе за рабочее дело» или на фронте. Таково было выражение лица героя картины.

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев (по сюжетам картин Гелия Коржева)

Интересно, что советская пропаганда даже не пыталась использовать Коржева в своих проповедях. Основные мотивы его творчества обходились стороной. О нём предпочитали молчать. И это неслучайно: живопись Коржева - это даже не диссидентский протест, это художественное восстание против лжи. Признать, что полотна ­Коржева - это и есть правда жизни, было равносильно тому, что выйти на Красную площадь, как это сделала в 1968 г. группа диссидентов после ввода советстких войск в Чехословакию. Да и для простого человека было удобнее и безопаснее поверить в то, о чём вещали советские репродукторы и о чём говорилось на партсобраниях. Самое большое, что мог позволить себе человек в обстановке тех десятилетий, - это не участвовать во лжи. 

Обнажённые

В 60-е годы, когда советская цензура несколько ослабила свои челюсти, многие художники кинулись как бы навёрстывать упущенное. Художники-нонконформисты, державшие до поры до времени фигу в кармане, стали откровенно показывать её властям, причём некоторые нарочито демонстративно. Многим памятен приобретший скандальную известность натюрморт О. Рабина - ржавая селёдка, лежащая на первой странице газеты «Правда». Потом было множество других натюрмортов - бутылки водки на фоне «Правды», черепа на фоне газетной статьи о «мирном сосуществовании» и т. д. Критика яростно набросилась на осмелевших художников, обвиняя их в очернительстве. Одна за другой появлялись разгромные статьи типа «Жрецы помойки». В 1978 г. Рабин был лишён советского гражданства.

Г. Коржева гражданства не лишали, званий не отбирали, разгромных статей по его поводу не писали. Он умер в Москве в почёте и уважении в 2012-м. Но несмотря на формальную канонизацию, на все титулы и звания, его персональные выставки не устраивались, а его наследие (сотни и сотни картин и графических работ) российским любителям живописи практически неизвестны. Власть инстинктивно «закрывала» его, надёжно прятала в запасниках. Для советских идеологов он был опаснее, чем десятки высланных диссидентов. Достаточно вспомнить его триптих «Опалённые огнём войны» с портретом одноглазого солдата. Страшны «Заложники войны», страшна картина со скелетом советского солдата, играющего на пионерской трубе.

Особая линия творчества Коржева - обнажённые женщины и натюрморты. И здесь неприглаженная, тяжёлая реальность советского бытия. Женские тела, измождённые трудом и не ждущие ласки, мужские руки, не привыкшие ласкать. Обнажённые Коржева вызывают жалость, слёзы. Это не Рубенс, не Ренуар, не сочные русские красавицы Кустодиева, не солнечная Серебрякова. Его натюрморты - «Стакан молока», «Крынки и таз для варенья» - никак не соответствуют картинам советского изобилия. А сцены свиданий вызывают чувство сострадания к тем «счастливцам», которым судьба позволила вернуться с войны и встретиться с родными.

Г. Коржев «Квартирантка».
Г. Коржев «Квартирантка». Фото: Институт русского реалистического искусства

*   *   *

Если пользоваться терминами современной политической пропаганды, то Г. Коржева можно было бы (задним, разумеется, числом) легко обвинить в отсутствии патриотизма и даже причислить к «агентам влияния». Он, разумеется, не был ни тем ни другим. Не знаю, посетит ли выставку В. Путин, как он посетил выставку Серова.

Г. Зюганову со товарищи по­знакомиться с творчеством Коржева было бы очень полезно. Не всё же ходить на свидание с Лениным. Отрезвляющее зрелище советских скелетов…



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. fasfox
    |
    08:19
    06.04.2016
    8
    +
    -
    ... его картины вызывали чувство политического дискомфорта: точно он побуждал зрителя заглянуть в те переулки жизни, в которые в советские времена заглядывать было не принято и небезопасно.------------------ выдь на... не на волгу, просто на улицу. и увидишь все эти типажи. и сам реши, являются ли они органическим свойством современной действительности.
  2. mike
    |
    09:29
    10.04.2016
    5
    +
    -
    О, как Карагашка запел. Что, Карагаш, сразу мысли правильные начали появляться, как только в Панаме расчехлили вашего забугорного содержателя, нью-каминтерновца под легендой VIP-балалаечника:) И, что тогда получается - за уплаченные мной налоги и вывезенные в офшор, столько лет всякие там карагашки с изольдами мне же тут морочат голову. Скажи проще Карагаш, насколько выгодно работать путриотом из-за буржуинского бугра?
Комментарии (237)
  1. Коля Дроздовъ
    |
    00:11
    06.04.2016
    2
    +
    -
    Реализм-это то,что имеем,то что заслужили в общей массе, и совсем не то,что обещали.Когда очередные мифотворцы просят затянуть ремни "во имя светлого будущего",таких надо мгновенно в музей к картинам Коржева.А может даже более правильно тех,кто уши развесил от таких благодатных обещаний.
  2. Микола Ульянов
    |
    09:44
    06.04.2016
    0
    +
    -
    Коля Дроздовъ:А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. (Семен Альтов,Магдалина)
  3. Микола Ульянов
    |
    01:05
    06.04.2016
    1
    +
    -
    Как то не смахивает "Квартирантка" на скелет.Впрочем и рэволюционер ,прибивающий гениталии к брусчатке Красной площади не тянет на евпропейского интеллигента или сытого буржуа.
  4. Микола Ульянов
    |
    09:35
    06.04.2016
    0
    +
    -
    Микола Ульянов: Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.(Семен Альтов,Магдалина)
  5. Микола Ульянов
    |
    01:25
    06.04.2016
    1
    +
    -
    "то самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория - там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении "отбросы общества". Ссылали не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. " ============================================================А Костикову лучше бы обратить взор не на Коржева,а Геннадия Доброва.Иконописца героев ВОВ на Валааме.
  6. Микола Ульянов
    |
    09:36
    06.04.2016
    0
    +
    -
    Микола Ульянов:В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать. Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток.(Семен Альтов,Магдалина)
  7. Iz Lda Iz Lda[mailru]
    |
    02:18
    06.04.2016
    2
    +
    -
    Власть инстинктивно «закрывала» его, надёжно прятала в запасниках...Особая линия творчества Коржева - обнажённые женщины и натюрморты. И здесь неприглаженная, тяжёлая реальность советского бытия. Женские тела, измождённые трудом и не ждущие ласки, мужские руки, не привыкшие ласкать. Обнажённые Коржева вызывают жалость, слёзы \\\\\\ Мдя, смотрю на фото художника Павленского с прибитой мошонкой к брусчатке Красной площади и испытываю чувство сострадания. И ведь что интересно, художественная акция Павленского с прибитыми гениталиями несет огромный, можно даже сказать, Великий смысл. Художественный перфоманс с прибитой мошонкой можно рассматривать как "метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества":) По поводу женских тел Коржева, "измождённых трудом и не ждущих ласки". "Квартирантка" Коржева покажется утонченной моделью в сравнении с мощными обнаженными дамами на картинах британского хужожника Л.Фройда ("Спящая" и "Спящий социальный работник" и т.п.) Обнажённые Люсьена Фройда вызывают у зрителей жалость и чувство сострадания:) Следуя логике ВК, британский художник запечатлел мощные тела жительниц Англии с целью продемонстрировать всему миру "неприглаженную, тяжёлую реальность советского бытия". Пардон, английского:) Боюсь даже предположить "что" еще притянет за уши аналитеГ, дабы заклеймить страшное советское время.
  8. Karagan
    |
    08:22
    06.04.2016
    2
    +
    -
    Iz Lda Iz Lda[mailru]: Даже не догадывался, что Костиков такой тонкий эстет и глыбоко разбирающийся в изобразительном искусстве индивид (неужели столь основательное образование получали в Высших Партийных Школах???). А вдруг он еще и рисует-ваяет в процессе борьбы с камунизьмой??? - Страшно предположить, какие "шедевры" ждут изумленную публику, если он решится ее обрадовать плодами своего мастерства!!! ЗЫ. С ужасом жду, когда аналитик доберется и до балета (к примеру) и убедительно докажет, что самые выдающиеся балерины и танцовщики СССР-России (да что там - всего мира!!!), радуя своим мастерством, каждым своим па, пируэтом и прыжком выражали свой протест против диктаторского, бесчеловечного режима, а также лично против тов. Ленина и Сталина (равным образом и против злобной коммунистической идеологии).
  9. Микола Ульянов
    |
    09:38
    06.04.2016
    1
    +
    -
    Iz Lda Iz Lda[mailru]: И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет. Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть.(Семен Альтов,Магдалина)
  10. yars
    |
    12:00
    06.04.2016
    1
    +
    -
    Iz Lda Iz Lda[mailru]: А в опусах Костикова, вообще не стоит искать какой-то логики. Он в принципе алогичен. Просто бывают критики - это когда по делу и с нормальной аргументацией, а бывают критиканы - когда оголтело и из пальца высосано. Последнее как раз про Костикова. Круче только швондерович, там вообще бяда-бяда.
    • Микола Ульянов
      |
      09:39
      06.04.2016
      1
      +
      -
      Karagan: Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции.(Семен Альтов,Магдалина.Сытата)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Привлекут ли к ответственности родителей пропавшего в омском лесу мальчика?
  2. Можно ли пожаловаться на владельцев крыс?
  3. Будут ли восстанавливать севший на кукурузное поле самолет Airbus А321?


Самое интересное в регионах