aif.ru counter
8297

Восстание против лжи. Картина - оружие художника

Выставка Гелия Коржева (1925 - 2012) вызвала необычайно высокий интерес. И дело не только в том, что он был одним из крупнейших советских художников.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Эстеты могут даже поспорить о живописных достоинствах работ академика, орденоносца и депутата Верховного Совета. Его «неприглядный реализм» действительно выглядит неудобным и для взгляда, и для ума.

Выставка тем более интересна, что в советские времена считалось, что художник (будучи беспартийным) очень правильно отображал советскую действительность, выявляя её героическую, идейную и рабоче-крестьянскую сущность. Хотя в отличие от многих других художников-орденоносцев он не писал ни парадных портретов вождей, ни  празднично-спортивных ристалищ в стилистике Дейнеки, ни благостных пейзажей в манере Нисского.

Несытая правда

Может быть, именно поэтому, несмотря на то что он занимал одно из видных мест в иерархии советских живописцев, Г. Коржев выставлялся мало и в советских музеях присутствовал весьма фрагментарно. И для этого были причины: будучи идейно близким советским идеологам и мастерам социалистического реализма, он вызывал у них чувство недоумения. Вроде бы свой, социально близкий, не диссидент, не хулитель, но его картины вызывали чувство политического дискомфорта: точно он побуждал зрителя заглянуть в те переулки жизни, в которые в советские времена заглядывать было не принято и небезопасно. Его картины как бы намекали зрителю на то, что в СССР помимо «всепобеждающей правды коммунизма» существует какая-то другая - «несытая правда», другие, непарадные герои и другая жизнь, очень отличная от той, которую описывала газета «Правда». Помню, как в свои комсомольские годы, попадая в Третьяковку и наталкиваясь на немногочисленные полотна Коржева, я старался скорее прошмыгнуть мимо. Его картины вызывали недоумение и даже испуг. Как же так, думалось мне: жизнь такая яркая, советские песни такие радостные и весёлые, а он…

Картины Коржева находились в полнейшем диссонансе с тем, что советскому человеку показывали на Выставке достижений народного хозяйства и в кино. Центральная часть его знаменитого триптиха «Коммунисты» - картина «Поднимающий знамя» - вызывала внутренний протест. Думалось не о том, какой героический поступок совершает рабочий, подхватывая красное знамя, выроненное убитым товарищем, а о том, что и этот рабочий завтра (или чуть позже) тоже погибнет «в борьбе за рабочее дело» или на фронте. Таково было выражение лица героя картины.

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев (по сюжетам картин Гелия Коржева)

Интересно, что советская пропаганда даже не пыталась использовать Коржева в своих проповедях. Основные мотивы его творчества обходились стороной. О нём предпочитали молчать. И это неслучайно: живопись Коржева - это даже не диссидентский протест, это художественное восстание против лжи. Признать, что полотна ­Коржева - это и есть правда жизни, было равносильно тому, что выйти на Красную площадь, как это сделала в 1968 г. группа диссидентов после ввода советстких войск в Чехословакию. Да и для простого человека было удобнее и безопаснее поверить в то, о чём вещали советские репродукторы и о чём говорилось на партсобраниях. Самое большое, что мог позволить себе человек в обстановке тех десятилетий, - это не участвовать во лжи. 

Обнажённые

В 60-е годы, когда советская цензура несколько ослабила свои челюсти, многие художники кинулись как бы навёрстывать упущенное. Художники-нонконформисты, державшие до поры до времени фигу в кармане, стали откровенно показывать её властям, причём некоторые нарочито демонстративно. Многим памятен приобретший скандальную известность натюрморт О. Рабина - ржавая селёдка, лежащая на первой странице газеты «Правда». Потом было множество других натюрмортов - бутылки водки на фоне «Правды», черепа на фоне газетной статьи о «мирном сосуществовании» и т. д. Критика яростно набросилась на осмелевших художников, обвиняя их в очернительстве. Одна за другой появлялись разгромные статьи типа «Жрецы помойки». В 1978 г. Рабин был лишён советского гражданства.

Г. Коржева гражданства не лишали, званий не отбирали, разгромных статей по его поводу не писали. Он умер в Москве в почёте и уважении в 2012-м. Но несмотря на формальную канонизацию, на все титулы и звания, его персональные выставки не устраивались, а его наследие (сотни и сотни картин и графических работ) российским любителям живописи практически неизвестны. Власть инстинктивно «закрывала» его, надёжно прятала в запасниках. Для советских идеологов он был опаснее, чем десятки высланных диссидентов. Достаточно вспомнить его триптих «Опалённые огнём войны» с портретом одноглазого солдата. Страшны «Заложники войны», страшна картина со скелетом советского солдата, играющего на пионерской трубе.

Особая линия творчества Коржева - обнажённые женщины и натюрморты. И здесь неприглаженная, тяжёлая реальность советского бытия. Женские тела, измождённые трудом и не ждущие ласки, мужские руки, не привыкшие ласкать. Обнажённые Коржева вызывают жалость, слёзы. Это не Рубенс, не Ренуар, не сочные русские красавицы Кустодиева, не солнечная Серебрякова. Его натюрморты - «Стакан молока», «Крынки и таз для варенья» - никак не соответствуют картинам советского изобилия. А сцены свиданий вызывают чувство сострадания к тем «счастливцам», которым судьба позволила вернуться с войны и встретиться с родными.

Г. Коржев «Квартирантка».
Г. Коржев «Квартирантка». Фото: Институт русского реалистического искусства

*   *   *

Если пользоваться терминами современной политической пропаганды, то Г. Коржева можно было бы (задним, разумеется, числом) легко обвинить в отсутствии патриотизма и даже причислить к «агентам влияния». Он, разумеется, не был ни тем ни другим. Не знаю, посетит ли выставку В. Путин, как он посетил выставку Серова.

Г. Зюганову со товарищи по­знакомиться с творчеством Коржева было бы очень полезно. Не всё же ходить на свидание с Лениным. Отрезвляющее зрелище советских скелетов…



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. fasfox
    |
    08:19
    06.04.2016
    8
    +
    -
    ... его картины вызывали чувство политического дискомфорта: точно он побуждал зрителя заглянуть в те переулки жизни, в которые в советские времена заглядывать было не принято и небезопасно.------------------ выдь на... не на волгу, просто на улицу. и увидишь все эти типажи. и сам реши, являются ли они органическим свойством современной действительности.
  2. mike
    |
    09:29
    10.04.2016
    5
    +
    -
    О, как Карагашка запел. Что, Карагаш, сразу мысли правильные начали появляться, как только в Панаме расчехлили вашего забугорного содержателя, нью-каминтерновца под легендой VIP-балалаечника:) И, что тогда получается - за уплаченные мной налоги и вывезенные в офшор, столько лет всякие там карагашки с изольдами мне же тут морочат голову. Скажи проще Карагаш, насколько выгодно работать путриотом из-за буржуинского бугра?
Комментарии (237)
  1. Коля Дроздовъ
    |
    00:11
    06.04.2016
    2
    +
    -
    Реализм-это то,что имеем,то что заслужили в общей массе, и совсем не то,что обещали.Когда очередные мифотворцы просят затянуть ремни "во имя светлого будущего",таких надо мгновенно в музей к картинам Коржева.А может даже более правильно тех,кто уши развесил от таких благодатных обещаний.
  2. Микола Ульянов
    |
    09:44
    06.04.2016
    0
    +
    -
    Коля Дроздовъ:А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. (Семен Альтов,Магдалина)
  3. Микола Ульянов
    |
    01:05
    06.04.2016
    1
    +
    -
    Как то не смахивает "Квартирантка" на скелет.Впрочем и рэволюционер ,прибивающий гениталии к брусчатке Красной площади не тянет на евпропейского интеллигента или сытого буржуа.
  4. Микола Ульянов
    |
    09:35
    06.04.2016
    0
    +
    -
    Микола Ульянов: Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.(Семен Альтов,Магдалина)
  5. Микола Ульянов
    |
    01:25
    06.04.2016
    1
    +
    -
    "то самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория - там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении "отбросы общества". Ссылали не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. " ============================================================А Костикову лучше бы обратить взор не на Коржева,а Геннадия Доброва.Иконописца героев ВОВ на Валааме.
  6. Микола Ульянов
    |
    09:36
    06.04.2016
    0
    +
    -
    Микола Ульянов:В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать. Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток.(Семен Альтов,Магдалина)
  7. Iz Lda Iz Lda[mailru]
    |
    02:18
    06.04.2016
    2
    +
    -
    Власть инстинктивно «закрывала» его, надёжно прятала в запасниках...Особая линия творчества Коржева - обнажённые женщины и натюрморты. И здесь неприглаженная, тяжёлая реальность советского бытия. Женские тела, измождённые трудом и не ждущие ласки, мужские руки, не привыкшие ласкать. Обнажённые Коржева вызывают жалость, слёзы \\\\\\ Мдя, смотрю на фото художника Павленского с прибитой мошонкой к брусчатке Красной площади и испытываю чувство сострадания. И ведь что интересно, художественная акция Павленского с прибитыми гениталиями несет огромный, можно даже сказать, Великий смысл. Художественный перфоманс с прибитой мошонкой можно рассматривать как "метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества":) По поводу женских тел Коржева, "измождённых трудом и не ждущих ласки". "Квартирантка" Коржева покажется утонченной моделью в сравнении с мощными обнаженными дамами на картинах британского хужожника Л.Фройда ("Спящая" и "Спящий социальный работник" и т.п.) Обнажённые Люсьена Фройда вызывают у зрителей жалость и чувство сострадания:) Следуя логике ВК, британский художник запечатлел мощные тела жительниц Англии с целью продемонстрировать всему миру "неприглаженную, тяжёлую реальность советского бытия". Пардон, английского:) Боюсь даже предположить "что" еще притянет за уши аналитеГ, дабы заклеймить страшное советское время.
  8. Karagan
    |
    08:22
    06.04.2016
    2
    +
    -
    Iz Lda Iz Lda[mailru]: Даже не догадывался, что Костиков такой тонкий эстет и глыбоко разбирающийся в изобразительном искусстве индивид (неужели столь основательное образование получали в Высших Партийных Школах???). А вдруг он еще и рисует-ваяет в процессе борьбы с камунизьмой??? - Страшно предположить, какие "шедевры" ждут изумленную публику, если он решится ее обрадовать плодами своего мастерства!!! ЗЫ. С ужасом жду, когда аналитик доберется и до балета (к примеру) и убедительно докажет, что самые выдающиеся балерины и танцовщики СССР-России (да что там - всего мира!!!), радуя своим мастерством, каждым своим па, пируэтом и прыжком выражали свой протест против диктаторского, бесчеловечного режима, а также лично против тов. Ленина и Сталина (равным образом и против злобной коммунистической идеологии).
  9. Микола Ульянов
    |
    09:38
    06.04.2016
    1
    +
    -
    Iz Lda Iz Lda[mailru]: И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет. Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть.(Семен Альтов,Магдалина)
  10. yars
    |
    12:00
    06.04.2016
    1
    +
    -
    Iz Lda Iz Lda[mailru]: А в опусах Костикова, вообще не стоит искать какой-то логики. Он в принципе алогичен. Просто бывают критики - это когда по делу и с нормальной аргументацией, а бывают критиканы - когда оголтело и из пальца высосано. Последнее как раз про Костикова. Круче только швондерович, там вообще бяда-бяда.
    • Микола Ульянов
      |
      09:39
      06.04.2016
      1
      +
      -
      Karagan: Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции.(Семен Альтов,Магдалина.Сытата)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В каких парках можно будет привить питомца от бешенства?
  2. Зачем государство создает еще один ресурс с данными о населении?
  3. Какие выплаты получат столичные ветераны к годовщине битвы под Москвой?


Самое интересное в регионах
Роскачество