Примерное время чтения: 7 минут
12633

От «Евровидения» пахнуло гниющим болотом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Время учиться всё делать самим 18/05/2022

Владимир Полупанов, обозреватель «АиФ»:

14 мая в итальянском Турине пройдет финал «Евровидения-2022» — самого скучного за всю историю конкурса. Утверждаю так не потому, что в этом году Россию исключили из числа участников. Все шло к этому. 

Я много раз бывал на этом песенном ристалище, следил в силу профессиональной необходимости (а не для того, чтобы получить удовольствие от музыки, музыки как раз там меньше всего). Поэтому знаю, о чем говорю. Там бывали яркие исполнители с интересными номерами, которые выделялись на фоне веселых, но бездарных фриков с кривляньем вместо пения. Но факт остается фактом — почти никто из победителей конкурса, за исключением «АББА» в далеком 1974-м году, большими звездами так и не стал. Профессионалы смогут сходу назвать в лучшем случае двух-трех победителей «Евровидения», чего уж говорить о неискушенных телезрителях. 

Даже Филипп Киркоров, который страстно любит этот конкурс и является его амбассадором не только в России, но и в СНГ, посмотрев второй полуфинал в этом году, назвал зрелище не просто «скучным», а «глухой самодеятельностью». Судя по публикациям ряда СМИ, прилет Киркорова на вертолете в Турин стал самым ярким событием нынешнего «Евровидения». 

На фоне глобальных мировых изменений стало очевидным, что от конкурса дурно попахивает гниющим болотцем. Как ни стараются организаторы при помощи яркой картинки заретушировать суть, обнажилось все, о чем мы все эти годы думали, но вслух редко проговаривали — а именно, что декларируемые толерантность, дружба народов, единство, аполитичность — всего лишь иллюзия, пшик. «Евровидение» выродилось в скучное политизированное телешоу неудачников, у которых нет другой возможности заявить о себе на многомиллионную аудиторию. 

Конкурс всегда был «глухой самодеятельностью», о которой говорит Киркоров. Да, среди никому неизвестных, условно, албанских и английских представителей, занимающих последние места, попадались профессионалы. И Клифф Ричард, и Хулио Иглесиас, и Джанни Моранди, и Селин Дион, и Лара Фабиан, и Тото Кутуньо, и Патрисия Каас, и Энгельберт Хампердинк, отметившиеся в конкурсе — профессионалы с большой буквы. 

В этом году в конкурсе участвуют молдаване «Здоб ши Здуб» и финская группа The Rasmus, которые имеют свою аудиторию и, в общем-то, известны широкой публике. Но те же финны представили в этом году такую нудятину (песню «о сильной женщине, которая берет то, что хочет, не спрашивая», с отсылом к библейской царице Иезавели), что скулы сводит.

Когда Россия участвовала в «Евровидении», то чаще всего делегировала туда лучших — Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Диму Билана, Сергея Лазарева, Полину Гагарину, «Мумий Тролль», Петра Налича и далее по списку. На то, что наших артистов полюбят в Европе, вряд ли кто-то рассчитывал. Задача была не ударить в грязь лицом. А австрийцы, ничтоже сумняшеся, отправили на конкурс в 2014-м «бородатую женщину» Кончиту Вурст и победили. За Томаса Нойвирта, скрывающегося под псевдонимом Колбаса («Вурст» в переводе с немецкого), голосовали не как за лучшего певца, а как за «неведому зверушку». 

Да и европейский успех дуэта «Тату», который представлял нашу страну на «Евровидении-2003» в Риге, базировался исключительно на пропаганде нетрадиционной секс-ориентации. Это был хитроумный пиар-ход продюсера Шаповалова — мол, и Россия разделяет так называемые «европейские ценности». Как только закордонная публика прочухала, что Юля и Лена на самом деле не лесбиянки, интерес к дуэту тут же пропал. 

В последние годы наши представители почти всегда оказывались в числе фаворитов конкурса. Мы плясали под «евровидийную» дудку — сочиняли песни под «евро-поп-стандарт» с привлечением иностранных авторов, пели по-английски. И Европа делала вид, что радушно принимает в свою семью «все флаги». Но как только наши представители стали получать высокие места благодаря голосованию телезрителей, Россию решили сбросить с пьедестала с помощью измененных правил. Параллельно со зрительским голосованием правом голосовать наделили и профессиональное жюри. Можно посмотреть, как голосовали их члены, сознательно занижавшие оценки нашим конкурсантам, чтобы убедиться — русофобия появилась не сегодня. Европу стало пугать доминирование русских даже на такой вытоптанной стопами европейских артистов поляне как «Евровидение». 

Мы же помним, как засудили Сергея Лазарева, как разрешили украинской певице Джамале петь песню с русофобским подтекстом «1941». Мы все это проглатывали, вяло протестуя. Надо было уже тогда уйти с этой делянки. И не участвовать в знак протеста. А мы продолжали платить взносы учредителю конкурса EBU (Европейскому вещательному союзу) даже тогда, когда не пустили на конкурс девушку с ограниченными возможностями Юлию Самойлову. Сколько можно было терпеть это хамство? 

Европейские букмекеры в этом году, еще не видя выступления украинской рэп-группы Kalush Orchestra с невнятной песней «Стефания», назвали ее в числе явных фаворитов. Не удивлюсь, если большинство членов так называемого «профессионального» жюри поставит им высокую оценку, вопреки здравому смыслу. Впрочем, другие претенденты на победу не лучше. 

Среди фаворитов, по данным букмекеров:

1. Те же финны The Rasmus. 

2. Скучнейшая певица Ден Холландер, выступающая под псевдонимом S10 (десять баксов?) и поющая по-голландски нудятину.

3. Норвежский дуэт Subwoolfer, участники которого поют в собачьих масках и не раскрывают свои личности. Может, и правильно делают — в случае провала будет не так стыдно. 

4. Поляк Кристиан Охман, имеющий двойное гражданство (США и Польши) и являющийся внуком польского тенора Веслава Охмана. Больше про него и сказать нечего. 

5. Певица Аманда Тенфьорд, родившаяся в Норвегии в семье грека и норвежки. За нее, кстати, болеет Киркоров — с греками у него тесные творческие связи. 

6. Испанка Шанель Терреро, песня которой SloMo попала в испанские хит-парады. Выступает в посеребренном костюме тореадора. Жаль, на сцене нет быка. Это бы оживило картинку. 

7. Дуэт итальянских гомосексуалистов Мамуда и Бланко. Их невнятная песня Brividi попала в глобальные мировые чарты, правда, непонятно, почему. 

8. Шведка Корнелия Джейкобс, поющая босиком. Видимо, глобальный кризис докатился и до Швеции. Иначе объяснить отсутствие обуви на сцене, истоптанной башмаками финских и молдавских рокеров, не могу. Песня к этому не обязывает. 

9. Британский «викинг» Сэм Райдер, попав в число фаворитов, сильно удивил. Британцы на этом конкурсе традиционно пребывают в числе аутсайдеров. Видимо, публике понравился его светящийся комбинезон. Все-таки песня про космонавта. 

Несмотря на то, что федеральные российские каналы не демонстрируют нынешний конкурс, есть масса возможностей через интернет-площадки наблюдать за этим пиршеством безвкусицы. Но совсем не хочется. Непрофессионально, фальшиво, предсказуемо. Просто скучно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах