Эта ситуация разделила культурную общественность на два лагеря и вновь заставила задуматься о нормах приличия на сцене.
Известный артист балета на встрече с журналистами в ТАСС весьма жёстко высказался относительно творческой политики в театрах в целом, степени ответственности их руководителей и скандала вокруг балета «Нуреев».
Николай Цискаридзе, народный артист России, дважды лауреат Госпремии России, ректор Академии русского балета имени Вагановой
Порой мне не хватает цензуры. В театре должны быть нормы приличия. Я не понимаю людей, которые постоянно хотят видеть на сцене извращения. Мне хочется наслаждаться красотой.
Мне жалко, когда огромные средства уходят на ерунду. Я много раз говорил, что если посмотреть на статистику спектаклей, удостоенных премии «Золотая маска», то мы увидим, что многие из них уже не идут. При этом деньги на них были потрачены гигантские.
Нет, конечно, я против какого-либо вмешательства в творчество постановщика. Ответственность за расходование средств бюджета должен нести руководитель театра. Руководитель сам выбирает и диктует тот стиль, в котором будет выходить спектакль. И, приглашая режиссёра или балетмейстера, он должен нести ответственность за потраченные на постановку государственные деньги. Но почему-то, когда Министерство культуры страны спрашивает с него отчёт, это считается плохо.
Что касается постановки Кирилла Серебренникова «Нуреев», то я спектакля не видел, не могу судить, могут быть разные аспекты, но в любой ситуации мне жалко артистов, так как я сам артист, понимаю, что они потратили огромное количество времени и сил на репетиции. Отмена спектакля за несколько дней до премьеры - далеко не первый случай в мире балета. Снимали спектакли на генеральной репетиции, из того, что помню, - балет «Девушка и смерть» в конце 1980-х годов, например.
В этой истории мне обидно ещё и то, что это долго будет муссироваться в мире. И сейчас все деятели культуры вынуждены говорить не о культуре и её развитии, а об этом скандале.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции