Во дворце спорта «Мегаспорт» состоялась 18-я ежегодная национальная телевизионная премия в области популярной музыки «Премия Муз-ТВ-20/21». В разных номинациях премии получили LITTLE BIG, LOBODA, ARTIK&ASTI, JONY, ZIVERT, Клава Кока и NILETTO, Моргенштерн, Тимати и другие.
Несмотря на то, что премия вручается по итогам голосования «ядерной» (составляющей ядро) аудитории телеканала, а это в основном подростки 12+, а также некоторого количества музыкальных экспертов, церемония раздачи серебряных тарелочек «Муз-ТВ» является одним из главных светских событий. И после каждой церемонии остаётся своё послевкусие, о котором и пойдет речь ниже.
После ухода Армана Давлетярова с поста генерального директора канала в январе этого года на «Муз-ТВ» сменилась команда, которая решила доказать, что «новая метла по-новому метёт». Церемония этого года была названа «Началом света». Это, по всей видимости, могло означать, что всё, что происходило до сей поры на канале и на церемонии вручения наград в частности, было то ли началом тьмы, то ли концом света.
«Выйти из сумрака» решили все же с помощью хорошо знакомого режиссёра-постановщика Олега Боднарчука, за много лет работы набившего руку на церемониях. К режиссеру вообще нет вопросов: мастерски сделанная работа, учитывая сложности, с которыми пришлось столкнуться в таком непростом зале, как «Мегаспорт». Хотя у организаторов точно было время, чтобы хорошо подготовиться: целых 2 года. В прошлом году церемония не проводилась. Была масса ярких номеров, например эффектное открытие церемонии Светланой Лободой, которая спустилась из-под купола спортзала в большом прозрачном шаре-эмбрионе, свидетельствующем о начале зарождения жизни. Смешным получился номер Николая Баскова и Дани Милохина на песню «Дико тусим»: в финале номера Милохин был «слит» в восьмиметровый золотой унитаз на сцене.
Но удивляли совсем не номера. Первое, что бросилось в глаза не только мне, но и многим экспертам в области отечественного шоу-бизнеса, — это почти полное отсутствие артистов и звезд прежних лет, то есть хорошо узнаваемых людей. Как будто их смыло волной тиктокеров, блогеров, различного рода «фрешменов». Во время прохождения участников и гостей по красной дорожке хотелось воскликнуть: «Кто эти люди?!» Допускаю, что в силу своего возраста (мне 51) я просто не знаю народившихся за время пандемии звёзд Instagram, Youtube и Tik-Tok. На фоне малоизвестных широкой аудитории звёзд Сергей Лазарев выглядел настолько матерым артистом, что организаторы церемонии представили его как «легенду поколений». Прекрасно отношусь к Сергею Лазареву, он талантливый артист, но на «легенду поколений» он пока не тянет.
Если бы не специальные награды («За вклад в развитие музыкальной индустрии» — Илья Лагутенко, «Артист 25-летия» — Дима Билан, «За вклад в развитие нового поколения артистов» — Филипп Киркоров, а «Группа 25-летия» — «Руки Вверх!»), то узнаваемых артистов на церемонии мы бы просто не увидели. Плохо это или хорошо, не могу сказать. Мы все так активно жаждали ротации кадров, смены имен, что музыкальная «революция» (пока, правда, на отдельно взятой церемонии) прошла почти бескровно.
Это первая церемония, построенная на новых именах, которые, на мой взгляд, очень быстро заработали лайки, миллионы рублей и, соответственно, звездную болезнь. Самым «больным» на церемонии выглядел Моргенштерн. И не только из-за того, что приехал на светское мероприятие в инвалидной коляске, но и по тому, как себя вел. Об этом чуть ниже. Скажу лишь, что участники (кто во что горазд) старались, чтобы церемония была похожа на праздник, но в результате превратили ее в ярмарку тщеславия. Можно посмотреть, в чем и на чем приезжали новоявленные звезды, чтобы понять: денег у них явно больше, чем у более возрастных и известных коллег. Автомобили за десятки миллионов рублей, наряды, пошитые специально или купленные за десятки, а то и сотни тысяч рублей, должны были, видимо, символизировать слова из песни Моргенштерна: «Делать деньги, ..., вот так. Пальцем щёлк — и деньги в банк».
В меру своих сил люди старались выпендриться. Ведущая церемонии Настя Ивлеева прибыла на эвакуаторе, находясь при этом за рулем своего же автомобиля. Филипп Киркоров и Давид Манукян (Дава) появились на красной дорожке на белом кабриолете в окружении парней с голым торсом, несших в руках розы. Сам автомобиль тоже был украшен цветами, за что мои ушлые коллеги-журналисты обозвали кортеж Киркорова «гей-свадьбой». Впрочем, Дава и Филипп сами делали всё, чтобы доказать окружающим, что они «теперь вместе». Филипп со цены произнес благодарственную речь в адрес своего друга/компаньона, свидетельствующую об их очень близких отношениях.
Бывшая жена Давы Ольга Бузова прибыла в «Мегаспорт» в образе птицы Феникс в золотой клетке под позолоченным покрывалом. Видимо, этот перфоманс должен был сообщить всем о том, что Ольга после расставания с бывшим возлюбленным не особо горевала и вообще возродилась из пепла. Унесшие награду в номинации «Прорыв года» участники группы Dabro проехались по дорожке на скейтборде, что выглядело оригинально на фоне люксовых авто.
Проход участников с детьми не остался незамеченным. Алсу была с дочерью Микелой, участники группы RASA — с полугодовалой дочкой на руках, Нюша — с дочерью Симбой, Сергей Жуков — в компании жены и двоих детей. Кстати, младший сын Жукова Анджел на днях выпустил песню, судя по которой нам еще долго будет аукаться наследие группы «Руки вверх». Солистов группы LITTLE BIG Илью Прусикина и Софью Таюрскую зрители на красной дорожке, как мне показалось, встречали теплее, чем всех остальных, и аплодировали громче. Есть за что. Группа побила несколько рекордов по просмотрам клипов на Youtube. Конечно, участники коллектива не ушли без наград.
Блогер Даня Милохин вырядился в «смешанный» наряд: наполовину в гламурной черной балетной пачке, наполовину в мужском черном костюме, как бы подчеркивая, что он ещё не определился со своей гендерной принадлежностью. Однако не он один был в дамском. Еще пара блогеров-парней (а может, и не пара, а может, и не парней) вырядилась женщинами. Тенденция, однако. Удивительно еще, что Моргенштерн приехал на коляске в (отрезанных по грудь) белой рубахе, пиджаке и галстуке, а не в платье, учитывая, что весной этого года он с удовольствием принял награду модного журнала в номинации «Женщина года». То есть артист не брезгует ничем, берет всё, что дают. Наверное, есть у него опасения насчет того, что слава и деньги — вещи эфемерные и временные, хотя в основном деньги он и воспевает в своих треках.
Накануне Моргенштерн побывал в суде, куда его привел иск за пропаганду наркотиков (этого «добра», а точнее, «зла» в песнях артиста навалом). Можно сказать, что рэпер легко отделался: его оштрафовали всего на 100 тысяч рублей, что должно, видимо, символизировать фразу «российский суд — самый гуманный в мире». На пресс-конференции после получения тарелки за «Лучшее видео» («El Problema» совместно с Тимати) Алишер Валеев прокомментировал решение суда: «Видимо, это спущено сверху: наказать дурачка. Спасибо им за это. Как всё хорошо получилось». В этой схватке с законом артист чувствовал себя явным победителем. Он и на церемонию вручения приехал как триумфатор. «Мне на эту премию по ... (нецензурное выражение со значением „наплевать“ — Ред.)», — говорил он на пресс-конференции журналистам. Хотя судя по тому, как он вел себя, ему было совсем не наплевать на то, сколько тарелок он унесет домой. «Я тут вряд ли за одной наградой», — был уверен в начале церемонии Моргенштерн.
Явление рэпера в инвалидной коляске (обещал поклонникам приехать на ней) сначала выглядело как безобидная шутка. Потом он зачем-то нахамил Ксении Собчак.
Увидев, как Ивлеева взгромоздилась на колени супругу — рэперу Элджею, — Ксения произнесла:
— Я бы хотела тоже присесть на колени, но людей с ограниченными возможностями надо жалеть (намекнула Собчак на Моргештерна — Ред).
— Алишер, почему вы сегодня на коляске? — обратилась ведущая к рэперу. — Вы сказали, что если возьмете все 4 тарелочки, то приедете на коляске. Вы настолько самоуверенны, что решили, даже не взяв тарелочки, приехать на коляске?
— Ксюш, при всем уважении... Я тебе несколько раз говорил, надеюсь, это будет последний: с тобой говорить под камерами я буду только тогда, когда ты заплатишь, — огорошил Моргенштерн признанием, сказанным вовсе не праздным тоном.
— Серьезно?! Я за интервью не плачу, — тут же нашлась Собчак и обратилась за помощью к Ивлеевой. — Настя, может быть, ты поговоришь? Я думала, что Моргенштерн — смелый человек. На коляске приехал. Еще какие-то выходы совершает. Но на меня его смелости не хватает.
— В чем тогда проблема, Алишер? Так нужны деньги? — била наотмашь Собчак. — Вы же богатый человек, вам же платят за концерты. Вот так (Ксения прокомментировала жест Моргенштерна, который подзывал ее пальцем — Ред.) вы будете своего официанта подзывать, мне вот так вот (повторила Собчак жест Моргенштерна) делать не надо.
— А так можно было? — пытался перевести все в шутку Дмитрий Нагиев. — Собчак, я с тобой на сцене буду, только если ты мне заплатишь. Этот несчастный полуголый парень (указал Нагиев на Моргенштерна — Ред.) открыл мне сейчас глаза. Спасибо тебе, кормилец.
— Это правда, — сказала Собчак. — Мой продюсер связывался с Моргенштерном по поводу интервью. Он (продюсер — Ред.) назвал 5 миллионов рублей. Я его, конечно, послала на хрен. Но сумму в 5 миллионов мне назвали. Теперь мы знаем, за сколько продаётся Моргенштерн.
— Старик, проси 6, и мы вдвоем порвем эту дрянь, — неожиданно для всех вступил в коллаборацию с Моргенштерном Нагиев.
Буря в стакане, едва вспенив эфирное пространство, улеглась, но во время вручения Александру Ревве награды в номинации «Лучший исполнитель» Алишер Валеев выпрыгнет из своей инвалидной коляски и с криками «протестую» выбежит на сцену.
— Протестуешь? — удивилась Собчак.
Моргенштерн вышел на сцену, поднял руку и как маленький фюрер обвел указательным пальцем зал.
— Пусть решит зал, — уверенно сказал он. — Вы же говорите, что вы сами честные, почему ваш ведущий выигрывает номинации... Я предлагаю сейчас по очереди назвать имена и по уровню шума понять, кто действительно победил.
— Не, я на самом деле сам нахожусь в шоке, — стал оправдываться Ревва, у которого в глазах, как мне показалось, даже промелькнула мысль о том, не отдать ли награду Моргенштерну. Но Саша взял себя в руки.
— Я понимаю твои чувства, Алишер, — пытался урезонить рэпера Нагиев. Но Моргенштерн все больше и больше распалялся. И в адрес Реввы полетели слова: «Подавись своей тарелкой».
В общем, церемония была сорвана, оставив после себя неприятное послевкусие. Нынешнему генеральному директору «Муз-ТВ» Захару Бабину даже пришлось оправдываться. «Технология подсчета голосов и определения победителей не меняется на канале уже много лет, — заявил он. — Она основана не только на народном голосовании. В идее премии заложено определение победителя в каждой номинации голосами представителей музыкальной индустрии и аудитории. Голоса экспертов-академиков суммируются с голосами зрителей в определённых долях, чтобы не возникало недоразумений.
Кстати, после объявления Алишером намерения получить 4 „тарелки“, нами было зафиксировано несколько больших DDOS-атак на сайт премии. Ежегодно на фоне оглашения результатов происходят скандальные эпизоды, как, например, с Тимати пару лет назад. Так, может быть, это означает, что награда желанна, что премия — одно из знаковых событий российского шоу-бизнеса, и в ней хотят участвовать, и, конечно, артисты могут стараться заявить о себе, „пользуясь случаем“, так сказать.
В мировой практике проведения подобных событий такого масштаба для достижения максимальной чистоты и прозрачности привлекаются официальные аудиторы, которые следят за процессом голосования на всех этапах. Новая команда телеканала „Муз-ТВ“ ставит в приоритет открытость и прозрачность итогов и, чтобы сохранить престижность премии и ее уровень проведения, в следующем году планирует привлечь аудиторскую компанию, чтобы у аудитории не было сомнений в честности и открытости».
Очень жаль, что в этом году канал не прибег к услугам аудиторской компании, тогда у Моргенштерна не было бы вопросов. Я сам участвовал в премии «Муз-ТВ» и как эксперт (голосовал за номинантов), и как человек, вручавший награды на сцене. Долгие годы подсчетом голосов занималась крупная аудиторская компания, которая несла вместе с организаторами ответственность за итоги.
Лауреаты премии Муз-ТВ 20/21
Лауреаты премии Муз-ТВ 20/21
Я не против Моргенштерна, Элджея или кого-нибудь еще из молодых артистов. И не против эпатажа, которым молодой артист обильно «унавоживает» своё движение по лестнице на поп-олимп. Согласен я и с теми, кто считает Алишера Валеева талантливым парнем. Самое обидное, что свои талант и энергию он тратит не на музыку, а на дешевый эпатаж, в основе которого хамство и глупость.
Проходя по красной дорожке, рэпер Элджей заявил, что пришёл на церемонию, чтобы «поржать над шоу-бизнесом». Эти молодые ребята не заметили, как сами стали частью шоу-бизнеса, сидя там, в зале, на церемонии награждения. И смеялись они, по сути, над собой. Над своей глупостью, невежством, хамством, наглостью, самоуверенностью.
Если говорить по большому счету, то российский шоу-бизнес заслужил Моргенштерна. Это его уродливое дитя. Не вы ли, мастера массовой культуры, насаждали этот культ денег, культ успеха, сеяли невежество? Получите своего Моргенштерна с его неуважением к публике и коллегам, с его интервью, которые он дает за 5 млн рублей. Получите и распишитесь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции