«Любовь — это взгляд с экрана».
И. Кормильцев
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Пословица
Пару лет назад на экраны вышел британский сериал «Чёрное зеркало». Шесть, на первый взгляд, не связанных между собой новелл. Связанных лишь одним: сатирой по отношению к нам, людям информационного общества. Людям, уставившимся в чёрные зеркала своих телефонов, мониторов, телевизоров…
Не буду здесь сравнивать достоинства и недостатки одних «зомбоящиков» перед другими. Но вот есть у них одна общая черта: страсть к реалистичности. Или к иллюзии реалистичности. И не важно, идёт ли речь о «диванных войнах» в фейсбуке, «реальной жести» в ютюбе или реалити-шоу по телевизору.
Объединяет их сопричастность. Возможность каждому ощутить себя на месте «героев».
Тут очень важно то, что «героями» всех вышеописанных действ являются «обыкновенные люди». Каждый раз, когда мы смотрим фильм, когда мы смотрим выступление профессиональных спортсменов или профессиональных юмористов, то прекрасно понимаем: «Это — не про НАС!» Это — «специальные люди», так у «обычных людей» не бывает!!!
Да, это ярко и красочно! Да, спортсмены показывают чудеса, а юмористы отрабатывают свои гонорары! Но вот только не слишком ли их много? Когда-то информационный поток не занимал так много места в нашей жизни, ещё несколько десятков лет назад телевизор, кино, телефон, журналы были этакими «конфетками», конфетками, которые мы добавляли к основной «еде» нашей жизни. Но нельзя питаться одними конфетами. После килограммов пирожных поневоле захочется селёдки с картошкой. И вот тут-то нас начинает тянуть на реальность. Или на то, что можно реальностью посчитать. Поверьте, речь идёт не только о реалити-шоу. Можно много говорить о том, почему популярен КВН (кстати, с ростом профессионализма участников этой программы популярность его несколько снизилась), почему так популярен шансон (и его разновидность «бардовская песня»), но сегодня мне хотелось бы остановиться на телевизионных реалити-шоу.
Просто у реалити-шоу есть ещё один немаловажный компонент — продолжительность. Оно может давать нам не просто эффект сопричастности, но и эффект длительной сопричастности, сопричастности, сопровождающей нас относительно долгий период нашей жизни. На днях будет десять лет проекту «Дом-2». Десять лет — это солидный кусок жизни любого человека, а вот, например, подросток вообще может сказать: «Да я это ВСЮ ЖИЗНЬ смотрю!» И не соврёт.
Я не сторонник «проклинателей» «Дома-2». Конечно, проще всего сказать, что смотрят его только «тупицы и маргиналы, которым делать нечего». Но это не так.
Да, некоторые смотрят реалити-шоу, дабы позлословить и слить свою желчь. Некоторые «смеются над дураками». Некоторые негодуют по поводу «тупого зомбоящика». Некоторые (как героиня «Взгляда с экрана» Ильи Кормильцева) «убегают» из скучной и серой жизни реальной в яркую и насыщенную жизнь зазеркальную. Некоторые, особенно подростки, используют эти программы как «инструкции», перенося увиденные «приёмы» в свою реальную жизнь.
Но многие смотрят реалити-шоу с мыслью: «А вот я бы на их месте…» А дальше по выбору: так не поступил, поступил бы так же, всё поменял, всё испортил, всё улучшил и т. д. и т. п. «Чёрное зазеркалье» используется как своеобразная линейка, как некий пробный камень собственных чувств, мыслей и действий.
И вот тут наступает очень важный момент. Оставит ли человек эту мысль просто мыслью или, уцепившись за неё, как за кончик нити в клубке, разовьёт её в действие? Приложит к своей жизни, увидит свои ошибки и сбои? Сумеет что-то понять и сделать выводы? Сможет, опираясь на всё вышеперечисленное, что-то в жизни своей изменить?
У врачей есть поговорка: «Яд от лекарства отличается только дозировкой». Не стоит рассматривать реалити-шоу как абсолютное добро или зло. Всё в итоге зависит только от нас: как мы сможем этим воспользоваться?
А тем, кто после моей статьи закричит: «Все ваши реалити-шоу — тупое зомбирование! В жизни так не бывает! Это сплошные уроды!», напомню старинную русскую поговорку: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Даже если это зеркало «чёрное».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции