«Время первых» — один из самых многообещающих и ожидаемых отечественных блокбастеров 2017 года. Ожидаем он настолько сильно, что пришлось менять планы выхода в прокат других хедлайнеров. Чтобы расчистить продюсерскому проекту Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова путь к зрителю, был перенесен на осень выход ленты «Салют −7» (другой российский фильм о покорении космоса) и даже почти сдвинута дата премьеры громкой голливудской новинки «Форсаж-8».
В кинотеатрах страны фильм «Время первых» покажут накануне Дня космонавтики — 6 апреля, но журналисты уже оценили отечественный блокбастер.
Я возьму память земных вёрст,
Буду плыть в спелом, густом льне.
Там вдали, там, возле синих звёзд
Солнце Земли будет светить мне.
На такой гордой лирической ноте (песней Роберта Рождественского и Владимира Чернышёва «Этот большой мир») завершается, пожалуй, самый пафосный российский фильм последних лет. Всё — начиная от музыки и заканчивая плавными грациозными движениями камеры — призвано говорить о том, что вы смотрите самый лучший, самый правдивый, самый масштабный и, наконец, самый первый художественный фильм о первом выходе человека в открытый космос.
Безусловно, нам есть чем гордиться: 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос — в разгар космической гонки супердержав снова победил Советский Союз. Этой рискованной экспедиции на орбиту и посвящён ещё не вышедший, но уже нашумевший фильм Дмитрия Киселёва. Однако о подвиге советских космонавтов совсем необязательно было кричать так громко. Мы и так гордимся своими героями и с бо́льшим удовольствием посмотрели бы менее пафосную (а от этого не менее значимую) драму.
Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, выступавший в роли главного консультанта картины, лично признался АиФ.ru, что фильм ему понравился и замечаний к «космической стороне» картины он не имеет. А так как поводов не верить первому человеку, побывавшему в открытом космосе, нет, пусть все технические детали кинополёта «Восхода-2» останутся на совести кинематографистов. Однако есть вещи, с которыми зрителям будет смириться куда сложнее.
Роли командира корабля Павла Беляева и второго пилота Алексея Леонова исполнили Константин Хабенский и Евгений Миронов. Народные артисты РФ как всегда выложились на 100%, но явного несоответствия со своими прототипами им всё равно избежать не удалось.
На момент легендарного полёта «Восхода-2» Леонову было 30 лет, а Миронову во время съёмок — все 49. Зрителям предлагают с интересом наблюдать, как взрослый солидный мужчина, худрук театра, играет ещё не обстрелянного, горячего, мечтающего о подвиге парня. Однако возрастной фактор игнорировать очень сложно — сцены, где Миронов, как мальчишка, влезает в окно больницы, чтобы навестить своего товарища, оставляют зрителя не в восторге, а в лёгком недоумении.
У Хабенского со своим прототипом разница была значительно меньше (всего 4 года), но и он, несмотря на комплекс серьёзных тренировок (за год оба актёра провели в спортзале в сумме около 4000 часов), на спортсмена, способного вынести неземные нагрузки, не похож.
Похвалить блокбастер тоже есть за что: изначально «Время первых» задумывали как российский ответ космической «Гравитации» Альфонсо Куарона, но получилось нечто большее. К проекту были привлечены лучшие силы отечественного кинематографа, которым удалось сделать масштабный проект, рассчитанный на самую широкую аудиторию. Во «Времени первых» есть и приключения, и мелодрама, и история, и дружба, и политика. Даже уровень 3D съёмок не подкачал.
Однако ещё одной деталью, которая не даёт восторгаться героической киноисторией, оказались самые банальные «домашние» сцены. Во всех последних отечественных картинах, где советские или российские мужчины преодолевают непростые обстоятельства, кинематографисты взяли за правило показывать их жён, мучительно переживающих за своих любимых. Понятно, что подобные эпизоды позволяют зрителям ближе узнать героев и от этого сопереживать им ещё больше, однако знакомство с женскими персонажами — начиная от небесного «Экипажа» и заканчивая космическим «Время первых» — будто скроено по одному лекалу. Декорации, в которых действуют «идеальные жёны», ограничиваются домашними стенами. В начале фильма они суетятся по хозяйству, сетуя на опасную работу мужей, а в конце встречают любимых, хлопая глазами от радости полными слёз. И это всё. На развитие образа нет ни единого намёка, как и на индивидуальность. Возможно, зрители даже не заметят подвоха, если перетасовать женских персонажей из разных фильмов. Когда же идёшь на громко заявленный отечественный блокбастер, ожидаешь, что кинематографисты буквально отполировали сценарий, доведя до идеала не только основную сюжетную линию, но и второстепенных героев.
И ведь нельзя неудачи «Времени первых» свалить на проблемы с бюджетом: в распоряжении команды были серьёзные по меркам российской киноиндустрии деньги — около 500 млн рублей. Да и одного сценариста сделать крайним не получится (их над фильмом работала целая группа). Даже Дмитрий Киселёв в кресле режиссёра был не один: создатель «Чёрной молнии» и первых частей «Ёлок» сменил на этом месте Юрия Быкова (отстранённого продюсерами от проекта в разгар работы над фильмом).
И последнее. Фильм целиком и полностью сконцентрирован на фигуре Леонова: зрители знакомятся с его детством, семьёй, узнают мотивацию поступков, видят, как лётчик-космонавт взрослеет с каждым полётом. Однако «Время первых» посвящён памяти другого героя — Беляева — несмотря на то, что командир «Восхода-2», сыгравший в легендарном полёте не менее (а может и более) значимую роль, в фильме всего лишь оттеняет личность первого покорителя космоса.