Сегодня детское и семейное кино находится в настоящем тупике – считает экспертное сообщество. С одной стороны, и снимать его вроде бы хочется, с другой – подобного рода проекты довольно плохо окупаются, а то и не окупаются вовсе. В результате страдает конечный потребитель – ребенок, который должен воспитываться на ценностях, прививаемых ему кинематографом, и родители, которые зачастую используют искусство в воспитательных целях. Обсудить сложившуюся ситуацию и найти выход из положения решил Президент Международного фестиваля семейного кино «Вверх» Юрий Рязанов. Для этого он пригласил представителей различных сфер кинематографического процесса – продюсеров, режиссеров, организаторов детских фестивалей и т.д. – на круглый стол. К каким решениям удалось прийти – в материале АиФ.ru.
«Американизированные» жанры
Сегодня мнения экспертов по вопросу производства детского кино серьезно расходятся. Одни считают, что кино, в т.ч. и предназначенное для просмотра детьми, подростками и семьями, сегодня американизированное: подчиняется законам жанра боевиков, фэнтези и т.д., а вот старых добрых фильмов, воспитывающих честь, достоинство и иные нравственные ценности, больше не выпускают. Другие уверены, что не все так плохо в сфере детского кинематографа и хоронить его пока еще слишком рано. Очевидным является тот факт, что эта сфера искусства нуждается в серьезной поддержке. Причем поддержке многогранной и комплексной.
«Как предприниматель считаю, что есть чистая экономика, где бизнес регулируется свободным рынком, а есть отрасли, например, здравоохранение, образование, культура, которые нуждаются в поддержке государства. Детское кино – это очень тонкая материя, она требует повышенного внимания, бережного отношения. Здесь государство обязано регулировать рынок, помогать в прокате, в производстве и, в первую очередь, ради воспитательной функции кино», - отметил Юрий Рязанов.
И с ним согласно большинство экспертов, собравшихся на круглый стол. Однако перекладывать на одно государство всю ответственность в корне неверно. Чтобы детское кино снова стало добрым, умным и, конечно же, востребованным, за дело должны взяться все – от сценаристов до режиссеров и продюсеров. Спикеры также выступили за введение четкой градации возрастных маркировок — для детского кино 6+, а для семейного 12+.
«Дети все те же»
Одна из проблем, на которую пожаловался не один продюсер, – отсутствие хороших сценариев. Так, например, из 40 присланных вариантов в лучшем случае находится 2-3 достойных. А сегодня, как считают многие специалисты киноотрасли, крайне важно возродить свою школу отечественного семейного кинематографа.
Ведь идеи импортозамещения должны касаться не только пищи телесной, но и духовной. Тем более, все знают, что в России снимать качественное кино умеют. Главное, чтобы за это дело брались те, кто могут и хотят.
«Дети остаются теми же. Им не нужны эти блокбастеры. Это обычные наши дети, с обычными ценностями – собачки, кошечки, детское и наивное. Все осталось то же, что было для нас важным, когда мы были пионерами, детьми. Те американские ценности, которые нам сегодня навязывают, не присущи российским детям. Надо искать возможности для детского кино, чтобы оно финансировалось, чтобы оно продвигалось» - сказал Юрий Рязанов.
Отсутствие режиссеров
Раньше в детское кино шли только самые лучшие режиссеры и съемочные группы. Ведь снимать такого рода проекты, как говорят специалисты, крайне сложно. В разы сложнее взрослого кино. Детей обмануть попросту невозможно – любую фальшь они чувствуют мгновенно.
«Детское кино – это не деньги. Это получается или не получается. Может быть великий режиссер, может быть много денег, но оно не получается. В детском кино все не так просто. Это вещи духовные, на самом деле» - заметила продюсер и киновед Наталья Мокрицкая.
Сегодня же производством фильмов для семейного просмотра занимаются исключительно энтузиасты – те, кто любят свою профессию, хотят дарить детям разумное, доброе, вечное. И при этом они нередко получают клеймо «неудачники», т.к. такие фильмы снимаются большей частью «для души», а не для получения прибыли.
А круг альтруистов ежедневно уменьшается, что приводит и к определенному спаду в отрасли детского кинематографа. При этом все равно находятся те, кто продолжает творить. И за последние несколько лет вышло немало достаточно качественных и хороших детских картин, которые предлагают к просмотру в различных детских лагерях, небольших кинотеатрах и т.д.
Нехватка финансирования
Конечно же, наиболее остро стоит в сфере детского кино вопрос финансирования. Ведь здесь четко следует понимать, что воспитание детей (а именно на это и нацелено кино) и бизнес как способ зарабатывания денег – несовместимы. При этом без денег снять кино просто невозможно.
«Бюджетов на детское кино выделяется крайне мало. С большим трудом удается добиваться денег. Даже несмотря на то, что многие фильмы завоевывают всевозможные награды и призы. А дети на фокус-группах смотрят эти фильмы на ура» - отметил Юрий Рязанов.
Неохота, с которой съемочным командам выделяются средства, объясняется достаточно просто – ждать каких-то прибылей от таких проектов не приходится. Так, например, Наталья Мокрицкая привела пример фильма, который сама продюсировала: при затраченных на его производство 120 млн рублей вернулось только 6 млн. При этом она поблагодарила Юрия Рязанова, что он поднял такой острый вопрос.
Причин пробуксовки съемок кино для семейного просмотра еще очень много: недостаточная реклама, отказы прокатчиков, неправильный менеджмент процесса и т.д. В одном участники круглого стола были единодушны: качественное семейное и детское кино в России вполне возможно. Главное, всем объединить усилия и разработать программу дальнейших действий, чтобы и конечный продукт был хорошим, и сложностей с производством съемочные группы не испытывали.