30 марта в российских кинотеатрах начнётся прокат одного из самых ожидаемых фильмов 2017 года — ремейка японского аниме «Призрак в доспехах». Для одних голливудская новинка станет возможностью полюбоваться на актрису Скарлетт Йоханссон, регулярно возглавляющую рейтинги «самых сексуальных женщин», для других — вновь погрузиться в знаменитую историю манги «Призрак в доспехах», ставшую классикой киберпанка.
Кибер-технологии принесли человечеству ещё одну опасность: стал возможным так называемый «взлом мозга», который позволяет управлять сознанием модифицированных людей. В подобных преступлениях особенно преуспел некий хакер по прозвищу Кукловод, поэтому на его поиски отправляют оснащённый по последнему слову техники отряд полиции.
Безусловно, к визуальным эффектам фильма, над которыми трудились лучшие специалисты Голливуда, вопросов нет, зато есть к схематичному переносу сюжета на экраны и его упрощению. Главным оружием Девятого отдела Бюро Общественной безопасности считается героиня Скарлетт Йоханссон — то ли машина, то ли человек (её создали как эксперимент, совместив синтетическое тело с мозгом реального человека). Больше года Майор идеально выполняла свою работу по борьбе с киберпреступностью, но теперь внезапно начала рефлексировать на тему, кем была до того, как стала киборгом.
На протяжении всего фильма Майор занимается самокопанием, а её многочисленные вопросы «Что я?», «Кто я?», «Кто ты?» начинают утомлять уже на первом часе. Сложно испытывать эмпатию к женщине-киборгу, о прошлом которой ты тоже ничего не знаешь, гораздо увлекательнее разглядывать футуристические городские пейзажи, модернизированное оружие в виде танка-паука и гейш-андроидов.
Поклонники «самой желанной женщины» тоже могут быть разочарованы: Йоханссон с синтетическим телом далека от своей привычной сексуальности. Весь фильм голливудская дива ходит с непроницаемым лицом киборга-полицейского, лишь время от времени хмуря брови. К слову, фанаты научно-фантастической манги были недовольны, когда узнали, что на главную роль пригласили не японскую актрису, а пышногрудую блондинку. На что получили ответ продюсеров: «Мир видит «Призрака в Доспехах» интернациональным».
В голливудском кинематографе давно наметилась тенденция назначать актеров с европейской внешностью даже на те роли, которые изначально написаны для азиатов, но обвинять создателей «Призрака в доспехах» в «отбеливании» всей франшизы будет несправедливо. В кадре работали люди со всего мира: китайцы, японцы, французы, англичане, американцы. А одним из самых привлекательных героев как раз стал прославленный японец Такеши Китано, исполнивший роль Арамки — командира Девятого отдела.
В 1995 году анимационная лента «Призрак в доспехах» Мамору Осии произвела настоящую революцию в своём жанре. Зрители с восхищением наблюдали, как классические «боевиковые» сцены перемежаются с лирическими отступлениями и философскими размышлениями. По признанию самих (тогда ещё братьев) Вачовски при создании культовой «Матрицы» они вдохновлялись именно этой лентой. Однако режиссёр «Белоснежки и охотника» Руперт Сандерс, который работал над американским ремейком, наоборот упростил его сюжет. Например, в новом фильме едва раскрыты планы киберпреступника Кукловода (Майкл Питт). Вероятнее всего, режиссёр рассчитывал на возможность дорассказать историю в сиквеле, но тем самым лишил зрителей самых интересных сцен японского аниме.
Одним словом, «Призрак в доспехах» образца 2017 года кроме выхода на «интернациональный уровень» и демонстрации современных спецэффектов не предлагает ничего нового. А манифест «гуманизм — вот наша добродетель», который в финале произносит Мотоко (Майор к концу боевика всё же узнаёт своё человеческое имя и знакомится с собственным прошлым) звучит и вовсе не оригинально.