Длинные франшизы, как правило, работают только в том случае, если у их создателей получается нащупать ту схему, которую с удовольствием принимают зрители. В западном кино таких киносерий много, их части могут выходить ежегодно или с огромными перерывами, но всё равно показывать серьёзные успехи в прокате. В российском самыми яркими примерами стали новогодние «Ёлки» и анимационный «богатырский» цикл от студии «Мельница». Ну, а с появлением третьей части можно говорить и о франшизе «Лёд» — истории о любви, семье, самоотверженности, преданности, фигурном катании и хоккее.
В чём новая драма?
Первый фильм, который назывался просто «Лёд», вышел ещё в 2018 году и рассказывал про то, как популярный хоккеист Саша Горин (Александр Петров) помог вернуться на лёд фигуристке Наде Лапшиной (Аглая Тарасова) после серьёзной травмы. Вторая часть появилась в 2020-м — и там Горин (снова Петров) после смерти Нади-старшей стал отцом-одиночкой, который всеми силами пытается оградить от фигурного катания Надю-младшую (Виталия Корниенко). Третья часть — логичное развитие этой истории и явно выраженный финал.
Надя-младшая (Анна Савранская) выросла. Она претендовала на победу в престижном «Кубке льда», но при неудачном падении повредила колено и долго восстанавливалась после травмы. Сейчас ей 18 лет, и у неё остался последний шанс поехать на «Кубок» и выиграть его — то есть выполнить мечту своей матери. В этом её всецело поддерживает тренер Ирина Сергеевна Шаталина (Мария Аронова). Но незадолго до соревнований выясняется, что она серьёзно больна и вместо подготовки воспитанницы должна лечь в больницу на операцию. Чтобы Шаталина не выбирала между своим здоровьем и её победой на кубке, Надя уходит от Шаталиной и уезжает в Москву к другому тренеру (Елена Николаева). Но та ставит на другую, более молодую фигуристку — и девушка возвращается в родной Иркутск, чтобы тренироваться самостоятельно на льду Байкала.
А что Петров, отец и хоккеист?
У отца Нади (Петров) свои проблемы. В силу возраста он уже не может в полную силу противостоять молодому нападающему Сергею Орлову (Степан Белозеров) и соглашается стать тренером хоккейного клуба «Байкпроммаш» вместо своего друга (Сергей Лавыгин). Но клуб чудом проходит в плей-офф, а новым членом команды становится тот самый Орлов, которому надо где-то поиграть год в ожидании вызова в НХЛ. А к профессиональной ревности добавляется и отцовская — Орлов знакомится с Надей, что очень не нравится Горину.
Пожалуй, в третьем «Льде» интрига закручена гораздо серьёзнее, чем в двух предыдущих фильмах. Конечно, всё происходит в условиях созданного сценаристами мира, в котором за пределами стандартной хоккейной коробки нет ничего интересного. Герои увлечены своим видом спорта до самозабвения, зрители активно болеют, а победа на кубке в Москве или трансфер в НХЛ воспринимается как главная цель жизни. И чувства у них выпуклые и яркие. Они и любят, и ненавидят от всей души — с криками, руганью и даже ударами по лицам. Впрочем, подобное допустимо только для хоккеистов, а фигуристы мерятся только кратностью своих «тулупов» и правильным выходом во «флип».
Но есть и вечные ценности
Вообще, «Лёд» — это те самые «Ёлки» для профессиональных спортсменов. Сценаристы ставят своих героев в такие условия, что любые попытки выбраться выглядят безнадёжно. Многому ли можно научиться, катаясь по толстому льду Байкала и без тренера? Есть ли перспектива у отношений выходящей в «тираж» юной фигуристки и будущей звезды НХЛ, который уже фактически купил билет в Канаду? Сможет ли выдающийся хоккеист стать успешным тренером и привести команду к победе? Да и болезнь Ирины Сергеевны слишком серьёзная, чтобы та показала свой стальной характер...
Но законы жанра неумолимы, и зрители, которые придут на «Лёд 3» (и любой последующий «Лёд», если эту франшизу решат продолжить), точно знают, что всё будет хорошо — и что им покажут замечательные музыкальные номера в самые ответственные моменты сюжета. Кроме этого, действие всех фильмов серии происходит в таком мире, где время словно застыло, что тоже помогает узнаванию — героев и мест. Горины и Ирина Сергеевна живут в той самой квартире, тренируются и играют они в том самом дворце спорта, а вся Москва представлена одной ледовой ареной. Ну а на лёд Байкала вообще вряд ли что сможет повлиять — он точно такой же, как и в первом фильме. Впрочем, что ему какие-то восемнадцать лет, если он был таким тысячи лет назад и будет таким, видимо, и в следующих частях «Льда», которые вполне возможны, причём в рамках заданных авторами фильма условий.