27 апреля 1960 года в Советском Союзе состоялась премьера трёхсерийной картины «Поднятая целина» режиссёра Александра Иванова. Снятая по одноимённому роману Михаила Шолохова, она рассказывала про то, как проходила коллективизация на Дону, и про героев- «двадцатипятитысячников». Именно так в народе называли 27 519 человек «передовых» городских рабочих, отправленных в 1930-х для руководства созданными колхозами и совхозами. Фильм стал одним из лидеров про количеству зрителей — ведь там блистали Николай Крючков, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Евгений Матвеев.
Обманчивая простота
Режиссёр «Поднятой целины» был из тех, кто карьерой и удачно сложившейся судьбой обязан советской власти. Родился в глухой деревне, прошёл фронты Первой мировой и Гражданской войн. По признанию актёров, которые работали с ним, на первый взгляд Иванов казался «простоватым» и даже грубым. Но только на первый взгляд. Александр Гаврилович обладал прекрасной режиссёрской интуицией и умел раскрыть артистов с новой стороны. Например, именно у Иванова сыграл свою первую значимую роль Иннокентий Смоктуновский — лейтенанта Фарбера в «Солдатах» 1956 года по мотивам повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Эта картина, кстати, стала дебютом и для других прославившихся впоследствии актёров — Всеволода Сафонова (лейтенант Юрий Керженцев) и Николая Погодина (комвзвода Карнаухов). К сожалению, из-за политических воззрений автора сценария фильм «Солдаты» уже через несколько лет после премьеры «положили на полку». Вновь его увидели зрители только 9 мая 1991 года. А до «Солдат» Иванов снял картину «Михайло Ломоносов» с великим Борисом Ливановым, «Звезду» с Олегом Жаковым, Николаем Крючковым, Лидией Сухаревской.
В общем, артистов Александр Иванов подбирать умел мастерски. Более того, он действительно прислушивался к их мнению.
Как рассказывал в одном из своих интервью Матвеев, он был влюблен в роман «Поднятая целина» и мечтал сыграть шолоховского Макара Нагульнова — ему импонировали персонажи яркие, «живущие на пределе физических и эмоциональных сил». Секретарь партячейки Макар Нагульнов прошел через мировую войну, «газы нюхал, был отравленный», воевал в Гражданскую. Война стала смыслом его существования, и даже через десять лет после её окончания Макар всё еще воюет. Ради создания колхоза герой, всей душой презирающий частную собственность, идёт на угрозы и избиения односельчан. Также Макар ненавидит женщин, хотя у него есть жена Лукерья Нагульнова (Людмила Хитяева). Впрочем, супружница платит ему той же монетой — изменяет в открытую и дала кличку «теленочек».
Именно такой характер героя-коммуниста, сотканный «из одних углов», и привлекал Евгения Матвеева. Более того, в этой роли для Матвеева было и нечто личное.
Его мать, неграмотная украинская крестьянка, вышла замуж за русского красноармейца Семёна Матвеева, которого занесла на Украину Гражданская война. Потом отец бросил семью, а мать с 4-летним Женей вернулась в родительский дом. Как говорил Матвеев, его дед был старостой в церкви и не простил дочь за то, что та вышла замуж за коммуниста, без отцовского благословения и без венчания. Так что отношение деревенских жителей к коммунистам он знал, как никто...
К счастью, мечте Матвеева сыграть в «Поднятой целине» было суждено сбыться. Правда, изначально Иванов предложил ему сыграть роль ленинградского рабочего Семёна Давыдова. Но Матвеев уговорил режиссёра дать ему возможность попробоваться на роль Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого в съемочной группе не осталось: именно Матвеев должен играть Нагульнова. Позже Евгений Семенович сказал в интервью: «Я не мог отдать эту роль другому человеку, не мог „потерять“ ее». Не упустил он и другие возможности сыграть в экранизациях Шолохова — в 1959 на экраны выходит фильм «Жеребёнок» Владимира Фетина, снятый по мотивам одноимённого рассказа писателя. Действие происходит в Гражданскую войну на Дону, Матвеев играет красноармейца Трофима. А в 1971 году Евгений Семёнович уже сам выступит режиссёром картины «Смертный враг» по мотивам «Донских рассказов» Шолохова. И сам же сыграет в нём главную роль — большевика, председателя поселкового коллектива Арсения Андреевича Клюквина, от которого уходит жена к белому офицеру.
Тем не менее именно роль в «Поднятой целине» Матвеев считал своей самой значимой. Правда, цену за воплощение на экране любимого персонажа он заплатил высокую. По завершении съёмок «Поднятой целины» на гала-концерте «Товарищ Кино» чиновники от культуры уговорили артиста проскакать на конной тачанке по стадиону в гриме Нагульного. Но лошади, напуганные громкими криками с трибун, понесли, у повозки отвалилось на скорости колесо. Актёр упал, сильно повредил позвоночник. Принёсшая третью группу инвалидности травма выбила Матвеева из съемочной колеи, приковав на 2 года к койке. Но и это время он не терял, стал изучать теорию режиссуры, представляя «экраном» потолок. В 1967 году он снял свой первый фильм «Цыган».
С «Дона» — на «Целину»
На роль Андрея Разметнова после долгих просмотров актёрских баз и проб Иванов пригласил Федора Шмакова, который многие годы служил в театре в Витебске, где часто играл Ленина. И здесь режиссёр тоже попал в точку — благодаря «Поднятой целине» тысячи советских граждан прониклись тёплыми чувствами к артисту, исполнившему председатель сельсовета.
Но с некоторыми другими персонажами Иванов пошёл, что называется, по проторенной дорожке: пригласил в картину артистов, сыгравших в «Тихом Доне» у Сергея Герасимова — экранизации другого романа Шолохова. К примеру, на роль рабочего Путиловского завода Семёна Давыдова он позвал Петра Чернова, исполнившего в «Тихом Доне» хорунжия Ильи Бунчука. Антагониста Давыдова, есаула Половцева, играет в «Поднятой целине» Пётр Глебов, полюбившийся миллионам советских зрителей благодаря роли казака Григория Мелехова в «Тихом Доне», влюблённого в замужнюю казачку Аксинью Астахову.
Персонаж Игоря Дмитриева в «Поднятой целине» — подпоручик Вацлав Августович Лятьевский. А в «Тихом Доне» Дмитриев играет помещика Евгения Николаевича Листницкого. У Михаила Васильева в «Поднятой целине» роль кузнеца, представителя бедноты. Его Никита Хопров в Гражданскую войну был в карательном отряде белых. А в «Тихом Доне» актёр исполнил «здоровенного и дурковатогой казака», служившего в Атаманском полку Хрисанфа Токина, по прозвищу Христоня.
На роль гулящей красотки Лушки Иванов позвал Хитяеву, которая в эпопее «Тихий Дон» сыграла жену брата главного героя Дарью Мелехову.
Чернов, Глебов, Хитяева, Дмитриев и Васильев. Пять актёров, сыгравших в двух экранизациях великих произведений Шолохова. Совпадение? С одной стороны, можно сказать и так. Ведь на роли в трилогии «Поднятая целина» пробовались десятки других актёров. Как говорят киноисследователи, «в период проб перед киноаппаратом прошли испытания, а затем были утверждены: В. Дорофеев — Щукарь, Ф. Шмаков — Размётнов, Л. Хитяева — Лушка, П. Глебов — Половцев, В. Чекмарёв — Островнов, Е. Лебедев — Бесхлебнов». С каждым из перечисленных артистов «состязался» один-два претендента на роль. А на роль Лушки и вовсе пробовались шесть актрис, и «на роль Давыдова вызвали ряд актёров. Режиссёр Иванов приглядывался к ним не очень внимательно. Он явно кого-то ждал. И с приездом артиста Чернова вопрос об исполнителе роли Давыдова был закрыт».
С другой стороны, некоторые литературоведы рассматривали произведения Шолохова как единый цикл. Более того, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» объединены «проходными» персонажами-казаками с общими фамилиями: Борщев, Обнизов, Любишкин.
Может, Иванов уловил это единство романов и решил продолжить его и в экранизации «Поднятой целины», пригласив многих артистов из «Тихого Дона»? Или, может, существовали «шолоховские» актёры, которые чувствовали эти тексты лучше других своих коллег, и поэтому Герасимов и Иванов утверждали именно их? Нам остаётся только предполагать…
Обмануть природу
А вот что можно с казать точно — этот фильм оставил яркий след и в кинематографе, и в жизни ростовских станиц, где проходили натурные съемки. Местные радостно повынимали из сундуков бабушкины платья и дедовские рубахи. А потом не менее радостно пересчитывали гонорары — за участие в массовке им заплатили по 75 руб (невиданные по меркам советского времени деньги для деревенских!). А участницы съемок сцены «бабьего бунта» с удовольствием пересказывали, как от души хлестали Чернова-Давыдова стволами от подсолнухов. Палки эти хоть и были полые, но били больно. Актеру даже пришлось несколько раз по новой накладывать грим.
Возникли в процессе съемок и непредвиденные трудности. Сперва Иванов задумывал лишь две серии. Но тут в печать вышло продолжение «Поднятой целины». Пришлось и фильм «удлинять». А где снимать? На дворе осень. Даже в теплой Ростовской области временами снег идёт. А натурные съемки необходимы именно сейчас — иначе фильм не сдать. Ассисенты ринулись по городам и весям — искать подходящую натуру. И нашли… в Абхазии. Если особо не вглядываться, то местные сады и поля могут легко сойти за Придонье. Так что лента была сдана в срок