Примерное время чтения: 8 минут
11915

Новый год под «Домашним арестом». Как интернет-сериалы взорвали аудиторию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Битва за Луну 16/01/2019

Их показали не по центральным каналам в самое смотрибельное время, а в Интернете. Но они всё равно вызвали большой интерес у зрителей. И длинные новогодние праздники многие провели перед компьютером, смотря эти сериалы. Даже глава правительства признался, что посмотрел пару серий «Ареста». По мнению Дмитрия Медведева, «это довольно забавно, а некоторые персонажи вполне узнаваемы». «АиФ» попытался разобраться, в чём феномен этих сериалов.

Попали в Сети

По различным рейтингам, которые были опубликованы в декабре 2018 г., лучшими многосерийными фильмами года оказались проекты по большей части вне­эфирные: «Звоните ДиКаприо!», «Домашний арест» и «Год культуры», которые выходили на видеосервисе «ТНТ-Премьер», или «Лучше, чем люди» на интернет-портале ­Start.Ru. Конечно, среди традиционных сериалов тоже были успешные проекты.

Канал «Россия 1» «выстрелил», к примеру, исторической драмой «Годунов» и экранизацией романа Алексея Иванова «Ненастье». Первый канал показал «Красные браслеты» Наталии Мещаниновой, «Sпарта» с Александром Петровым. На ­ТВ-3 вызвал восторг проект «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, да и СТС с ТНТ не остались в стороне. Но всё же наибольший отклик вызвали те сериалы, что в эфир больших каналов не пробились. Все они до сих пор доступны в Сети: «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо!» и «Обычная женщина» представлены на сервисе «ТНТ-Премьер», найти который можно через поисковые системы Гугла или Яндекса.  

В ожидании российского Netflixа

Запад этот бум «альтернативных сериалов» пережил раньше нас. Там американскую телевизионную «большую пятёрку» (NBC, CBS, ABC, Fox и CW) начал обыгрывать в борьбе за внимание зрителей и премий небольшой кабельный канал HBO. Ведь на «кабеле» не было тех ограничений, которыми были связаны эфирные каналы. Там можно было ругаться матом, показывать обнажённую натуру и обличать самые грязные пороки общества. Потом премии начали получать онлайн-сервисы (Netflix, Hulu, Amazon). Вдруг оказалось, что сериалы – это престижно, и режиссёры большого кино один за другим начали принимать предложения тех самых кабельных каналов и онлайн-сервисов и снимать для них сериальные шедевры. А сделанная по заказу Netflix картина Альфонсо Куа­рона «Рома» получила в прошлом году «Золотого льва» в Венеции, потом выиграла «Золотой глобус» в двух номинациях и с большой вероятностью будет претендовать на «Оскара».

Российского Netflixа (или хотя бы HBO) пришлось ждать долго. Конечно, прорывы случались и раньше. Гиганты отечест­венного ТВ выдавали проекты, которые начинали обсуждать и в Интернете, и за его пределами. Так было с «Оттепелью» Тодоровского или с «Обратной стороной Луны», но это всё же были разовые события, которые не могли разбить стройные ряды детективов или мелодрам, заполонивших эфир на всех центральных каналах. А потом серьёзные сериальные премьеры начали появляться либо на ТВ-3, либо на вновь открытом онлайн-сервисе «ТНТ-Премьер». И стали событиями.

Зона честности

«Интернет воспринимается пользователями как пространст­во для свободных и честных высказываний, а телевизор – как пространство цензуры и лицемерия, – уверен кинокритик, программный директор фестиваля сериалов «Пилот» Егор Москвитин. – Это основное этическое различие. А основное драматургическое различие в том, что у аудитории Сети меньше фокус внимания, поэтому удержать её можно только динамичным повествованием.

Интернет – стихия пересмешников, и сериалы «ТНТ-Премьер» отлично вписались в это пространство. «Домашний арест» – остроумная социальная сатира, причём не только на коррумпированных чиновников, но и на всех, кто не прочь оказаться на их месте. В каком-то смысле это исследование современной «русской мечты» – по аналогии с американской. А если кому-то из зрителей вдруг покажется, что он лучше, нравст­веннее и вообще чище и добрее героев «Домашнего ареста», то пусть по­смотрит «Звоните ДиКаприо!». Это уже настоящее «чёрное зеркало» для городского среднего класса, сравнивающее наши карьерные амбиции и страсть обладания другими людьми со смертельным вирусом».

По мнению Москвитина, успех сериалов в том, что заложенные в них идеи задели общество за живое да и воплощение этих историй было высоким. Ведь за этими работами стояли известные российские режиссёры: «Звоните ДиКаприо!» снял Жора Крыжовников («Горько!»), а «Домашний арест» – Пётр Буслов («Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»).

«Создатели «Домашнего ареста», «Года культуры» и «Звоните ДиКаприо!» отлично понимают особенности своей аудитории, – уверен кинокритик. – У них очень интенсивная драматургия: быстрые и эмоциональные диалоги, резкий монтаж, высокая плотность событий. И им не занимать гражданской смелости – по крайней мере по меркам нашего боязливого телевидения. Здесь есть и сатира на коррумпированную власть, и попытки говорить на табуированные на ТВ темы – например про СПИД».

Необычная женщина

Что касается эфирных каналов, то вышедшему на  «Рос­сии 1» сериалу «Ненастье» по роману Алексея Иванова пришлось соперничать с «Обычной женщиной» на ТВ-3 режиссёра Бориса Хлебникова («Аритмия»).

«Несмотря на то что «Обычная женщина» – российский сериал, на телерынке MIPCOM в Каннах он вызвал большой интерес у иностранцев, – объясняет Егор Москвитин. – И это объяснимо: в нём на первый план выходит женщина, которая могла бы жить в любой европейской стране, исследуется семейная жизнь людей старше 40 лет – самой активной телеаудитории в мире. А для глубокой драмы находится удачная жанровая «цельнометаллическая оболочка» – криминальный триллер».

Американ­ское телевидение в 1970–1971 гг. пережило период «сельской чистки». Основные телеканалы тогда закрыли почти все сериалы о деревенской и провинциальной жизни, чтобы сосредоточиться на городской ауди­тории. Многие из «убитых» сериалов были очень популярными, но от них всё равно отказались, чтобы идти в ногу со временем. «Не исключаю, что такая же «перестройка» может произойти и на российском ТВ», – резюмировал Москвитин.

«Домашний арест» 

Лидер рейтинга российских сериалов 2018 г. по версии «Кинопоиска»

12 серий

Краткое содержание

Мэра города Синеозёр­ска Аркадия Аникеева ловят на получении взятки в особо крупном размере. По решению суда он попадает под домашний арест по месту прописки – в коммунальную квартиру. 

В ролях: П. Деревянко, О. Судзиловская, С. Бурунов, М. Александрова и др. 

Читайте также: Павел Деревянко: разминая наши больные точки, мы делаем общество здоровее

«Обычная женщина»

Две номинации на премию «Золотой орёл»

12 серий

Краткое содержание

Главная героиня – приличная женщина: замужем, двое детей, она владеет цветочным магазином. Но за этим скрывается содержательница борделя, в котором одна из девушек умерла. А куда деть труп?

В ролях: А. Михалкова, Т. Догилева и др.

«Звоните ДиКаприо!»

Два приза российского фестиваля «Движение» 

12 серий

Краткое содержание

Знаменитый актёр Егор Румянцев, снявшийся в хитовом сериале, живёт на полную катушку, но вдруг узнаёт, что у него ВИЧ, и бросает профессию. Его заменяет не такой талант­ливый брат Лев, который всю жизнь завидовал Егору.

В ролях: А. Петров, А. Бурковский, И. Миркурбанов и др. 

«Год культуры»

20 серий

Краткое содержание

Высокопоставленного чиновника от образования ссылают поднимать из руин провинциальный университет. Уютное кожаное кресло и просторный кабинет он меняет на шаткую табуретку и пыльную аудиторию.

В ролях: Ф. Бондарчук, Р. Мухаметов, А. Яценко и др.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах