Кинематографисты, особенно голливудские, любят использовать достопримечательности, чтобы показать зрителю, где происходит действие той или иной сцены. Герои Брюса Ли и Чака Норриса дрались внутри римского Колизея, а Эйфелева башня видна из любого окна в любом фильме, который снимается в Париже. В последние годы российские кинокартины часто показывают пролет вокруг и около района Москва-сити — колоритных и узнаваемых небоскребов из стекла и бетона, ну а когда-то ни один западный фильм, в котором упоминался Советский Союз, не обходился без Красной площади и Покровского собора (ну или храма Василия Блаженного).
«Красная жара», 1988
Знаменитый боевик с Арнольдом Шварценеггером снимался в те времена, когда в СССР уже вовсю шла перестройка, а до окончания Холодной войны оставались считаные месяцы. Правда, основные события картины разворачиваются в США, куда с особой миссией отправился капитан милиции Иван Данко (Железный Арни), но пару кадров из настоящей Страны Советов режиссер Уолтер Хилл посчитал нужным отснять и включить в фильм. Съемочная группа даже получила необходимые разрешения (в том числе и для работы на Красной площади), но в итоге ограничилась лишь несколькими общими видами — всю остальную Москву снимали в Будапеште. Но Шварценеггер в СССР приехал, поговорил с советскими журналистами на пресс-конференции, купил жене Марии Шрайвер шубу из горностая и встретился со своим кумиром — тяжелоатлетом Юрием Власовым.
«Полицейская академия 7: Миссия в Москве», 1994
Еще один фильм, который появился благодаря окончанию Холодной войны и общему потеплению отношений между Россией и Западом; похожий прием, только с поездкой в Америку, применял, например, Леонид Гайдай в комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Что касается курсантов из «Полицейской академии», то им вообще дали «зеленый свет» на любые эксперименты в Москве — они снимали и на Красной площади, и в Парке Горького, и даже занимали военную радиочастоту для своих целей (хотя их за это поругали). Правда, съемки пришлись на не самое удачное время — осень 1993 года, но после событий начала октября работа над фильмом возобновилась, и обгоревший Белый дом даже попал в кадр. Впрочем, седьмая часть всё равно считается худшей в «полицейской» франшизе — и не кадры из России тому виной.
«Золотой глаз», 1995
Главный герой «бондианы» сражался с русскими шпионами с самого основания этой франшизы. «Золотой глаз» в каком-то смысле стал перезапуском серии с учетом изменившихся реалий — СССР распался и теперь активно поставляет различных злодеев, которые имеют огромные возможности для уничтожения человечества за счет обломков самой передовой (то есть советской) военной науки; кроме того, этот фильм был дебютом для нового Джеймса Бонда — теперь его играл Пирс Броснан. Часть сцен снимали в Петербурге — среди них, например, погоня Бонда на танке за злодеем на «Волге». Разумеется, петербургские здания и памятники во время съемок никто не разрушал — это потом доделывали на студии в Англии. Танк, кстати, авторы Бонда привезли с собой.
«Анна Каренина», 1997
Экранизаций романа Толстого множество, но создатели этой версии — с Софи Марсо и Шоном Бином — решили, что на родине писателя фильм будет легче снимать. Это был интернациональный проект — в нем были задействованы британские, французские, американские и российские (например, Ксения Раппопорт) актеры; съемочная группа тоже была международной, отдельных специалистов нанимали на «Ленфильме». Съемки проходили в знаковых дворцах и усадьбах Петербурга, например в Зимнем дворце, в Петергофе и на Невском проспекте; часть сцен была отснята в Москве. В прокате, впрочем, картина показала себя не очень хорошо (сборы $2,6 млн), а критики её разгромили в пух и прах, отметив, что режиссер Бернард Роуз слишком увлекся обстановкой и забыл про персонажей.
«Превосходство Борна», 2004
Во втором фильме серии о бывшем сотруднике ЦРУ Джейсону Борну (в исполнении Мэтта Деймона) приходится в конце концов отправляться в Москву, чтобы покончить с давним делом и справиться с русским киллером Кириллом. В Москве Борна ждет незабываемая погоня на желтой «Волге» мимо кучи стандартных столичных достопримечательностей начала нулевых, среди которых будет Кремль, храм Василия Блаженного и еще целая в то время гостиница «Россия».
«Обитель зла: Возмездие», 2012
Пятый выпуск зомби-франшизы про корпорацию «Амбрелла» и отважную Элис (Милла Йовович), которая на протяжении нескольких фильмов пытается победить кошмарных созданий. В этой картине Элис проходит сразу через несколько симуляторов разных городов мира — Токио, Нью-Йорка, Раккун-сити, а в одной из симуляций герои попадают в Москву. Съемочной группе «Обители зла» удалось добиться разрешения на работу в российской столице и даже снять несколько сцен на одной из станций метро — очень редкий случай в кино. Разумеется, без разрушений.