9 февраля в российских кинотеатрах выходит фильм «На пятьдесят оттенков темнее», экранизация второго романа популярной эротической трилогии Э. Л. Джеймс.
Перед создателями сиквелов всегда стоит непростая задача: не только удовлетворить ожидания фанатов франшизы, но и привлечь внимание новой аудитории. К сожалению, в случае с фильмом «На пятьдесят оттенков темнее» чуда не случилось, даже наоборот. Едва ли экранизацией останутся довольны поклонники трилогии Джеймс, а случайные зрители и вовсе будут разочарованы: обещанный на афишах «мир роскоши и соблазна» вовсе не оригинален, а сам «эротический блокбастер» больше похож на «Санта-Барбару», чем на «9 ½ недель».
«С чистого листа»
Выхода фильма «На пятьдесят оттенков темнее» ожидали с 2015 года: ровно два года назад в канун Дня Святого Валентина состоялась премьера экранизации первого романа скандальной трилогии, «Пятьдесят оттенков серого». Как и в случае с книгами, фильм не ругал только ленивый, но даже негативные отзывы не помешали кинокартине заработать в прокате рекордные для сегмента 18+ $570 млн.
Спустя два года интерес к киносаге так и не прошёл, о чём говорят многообещающие цифры: опубликованный этой осенью трейлер новой экранизации только за одни сутки набрал более 114 млн просмотров (оставив далеко позади предыдущего бесспорного лидера: рекламный ролик фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы»).
«Забудьте прошлое. Начните с чистого листа», — с таких интригующих слов начинался победоносный трейлер «На пятьдесят оттенков темнее». Похоже, создатели фильма тоже решили начать с чистого листа и не учитывать ошибок предыдущей экранизации. Бесчисленные огрехи в сценарии, банальный сюжет, картонная игра Дакоты Джонсон и Джейми Дорнана (которые в 2015 году получили «Золотую Малину» как «худший актёрский дуэт») — сиквел собрал в себе всё самое плохое. А в качестве бонуса предложил зрителям звезду 90-х Ким Бейсингер, сыгравшую коварную наставницу главного героя, красавца Дорнана, получившего наконец у собственной жены разрешение щеголять на экране абсолютно голым, а также гламурный R’n’B саундтрек, который заполняет все неловкие паузы в многочисленных эротических сценах.
Обыкновенный садизм
В первом фильме франшизы, «Пятьдесят оттенков серого», зрители познакомились со скромной студенткой Анастейшей Стил и зажиточным любителем БДСМ-культуры Кристианом Греем. Но их отношения завершились, едва успев начаться, из-за того, что девушка не смогла смириться с нестандартными увлечениями своего парня. В сиквеле уязвлённое самолюбие миллионера вынуждает его вновь попытаться сблизиться с Анастейшей. Кристиан отказывается от наказаний и правил и даже признаёт что он не доминант, а «обыкновенный садист». На протяжении всей ленты влюблённые пытаются наладить отношения, и не последнюю роль в этом играет постель.
В перерывах между занятиями любовью парочка преодолевает многочисленные преграды, которые возникают на их пути: то Анастейшу домогается её новый босс (Эрик Джонсон), то «ванильному» счастью пытается помешать бывшая госпожа героя (Ким Бейсингер), то в их жизни появляется предыдущая «жертва» Кристиана (Белла Хиткот), которая желает смерти его новой возлюбленной, то и вовсе миллионер-соблазнитель попадает в авиакатастрофу.
Кстати, последний эпизод заслуживает особого внимания: похоже, что создатели фильма про него совсем забыли, а, досняв в последний момент, кое-как вмонтировали в уже готовую ленту. Сцена внезапного крушения вертолёта, за штурвалом которого сидит сам красавец-миллионер, выглядит нелепо, но момент его счастливого воссоединения с семьёй оставляет зрителей в ещё большем недоумении. Бедолага, которого всего минуту назад спасатели безуспешно разыскивали в лесах, неожиданно заявляется домой в белоснежной рубашке, а о следах страшной аварии говорят лишь его едва растрёпанные волосы и пара ссадин на голове. Удивляет и реакция семьи, которая встречает чудом выжившего пилота словами: «Кристиан, почему ты нам не позвонил?!»
И это далеко не единственный пример абсурдного диалога. То и дело в фильме звучат фразы, которые создают впечатление, что либо русские переводчики хотели пошутить над зрителями, либо оригинальный текст, кроме актёров, не читал никто. «Если я продолжу плакать, у меня будет обезвоживание», «Я с тобой поужинаю, потому что голодна», «У тебя день рождения. С днём рождения», — и это лишь несколько примеров из фильма, который длится почти 2 часа. Зато создатели экранизации оградили зрителей от монологов с «внутренней богиней» и прочих «танцев семи покрывал», которыми изобилует проза Джеймс, за что им хочется сказать большое спасибо.
Женщина сверху
Многое встанет на свои места, если заглянуть на съёмочную площадку фильма. Режиссёр первой части Сэм Тейлор-Джонсон ещё в процессе работы зареклась связываться с эротической трилогией. Причиной этому послужили многочисленные разногласия с автором бестселлера, которая принимала активное участие в адаптации книги и часто спорила с кинематографистами (особенно по поводу постановки эротических сцен).
Для работы над картинами «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы» кинокомпания Universal была вынуждена найти более сговорчивого режиссёра. Им стал создатель большей части эпизодов первого сезона сериала «Карточный домик» Джеймс Фоули.
После не самых лестных отзывов о сценарии первого фильма, над которым работала сама Джеймс, продюсерам удалось умерить пыл знаменитой писательницы. Они уговорили её обратиться к профессиональным сценаристам. Но и тут не обошлось без условий со стороны литераторши: автором сценария к сиквелу «На пятьдесят оттенков темнее» стал Ниал Леонард, сценарист сериала «Безмолвный свидетель» и по совместительству муж Э. Л. Джеймс. Он пообещал супруге, что без её разрешения не внесёт в экранизацию бестселлера никаких изменений.
«Санта-Барбара»
У каждого фильма свой зритель. Понятно, что поклоннику творчества Кончаловского нечего делать на экранизации скандальной эротической трилогии, которую и без того называют не самым лучшим образцом современной литературы. Однако хочется, чтобы кинематографисты бережнее относились к ожиданиям своих поклонников, а не снимали очередной «шедевр» в поисках лёгких денег.
Безусловно, бесчисленные фанаты Джеймс в День Святого Валентина потащат в кино своих любимых, и создатели эротического блокбастера быстро окупят затраты на его производство. Но после такого фильма иной зритель ещё долго будет находиться под впечатлением и, к сожалению, не в самом хорошем смысле этого слова.
Историю современной Золушки и Чудовища очень скоро ожидает продолжение: съёмки третьего фильма франшизы уже завершены, а его премьера запланирована на февраль 2018 года. Но есть и хорошие новости: в знаменитой саге Джеймс всего три книги, а значит, эротическая «Санта-Барбара» подходит к концу.